«Поставьте плюсики в чате», — как вовлечь студентов в занятие
Узнаете, в чём специфика группового обучения и как правильно взаимодействовать с группой
Освоите практические инструменты управления вниманием аудитории на каждом этапе занятия
Курс для экспертов Нетологии
Кому будет полезно
Ведущим занятий
Создателям курсов
Экспертам, координаторам, модераторам
Продюсерам и методистам
Что вы узнаете
Как выбирать упражнения, в которых все будут участвовать
Как разнообразить привычный сценарий занятия
Стать лидером образовательного процесса и удерживать интерес аудитории от начала до конца занятия
Как вовлекать студентов в обсуждение темы
Программа — 34 карточки
Удобно пользоваться на каждом этапе занятия, исходя из задачи ведущего
Психологические аспекты группового обучения
Поймёте, почему различается поведение людей вместе и по отдельности
Узнаете, что такое группа как целое, и по каким законам взаимодействуют её элементы
В результате сможете гармонично встроиться в учебную группу и управлять ей
Личность и группа: нюансы поведения
Одни и те же люди в группе и по отдельности ведут себя по-разному
Что происходит
В чём проблема
Что с этим делать
Как правило группа — неорганизованный, молчаливый и безинициативный организм, даже если в ней есть добродушные и эрудированные личности
Уметь работать с любой группой: вводить её в нужное вам состояние и доводить до намеченного результата — управлять групповой динамикой
|
Личность
Группа
[Звенящая тишина]
Кто-нибудь слышит меня? Поговорите со мной, пожа-а-а-а-луйста!
Динамика группы
Каждая группа проживает целую жизнь — от рождения до распада, от старта курса до его окончания.
Что происходит
В чём проблема
Что с этим делать
Групповая динамика может развиваться сама по себе, но в сфере онлайн-обучения это происходит плохо: студенты не могут качественно общаться, чувствуют себя одиноко и обособленно, теряют интерес к обучению. Это влияет на продуктивность группы в целом.
Брать групповую динамику в свои руки и способствовать её развитию — стать её формальным лидером.
За время существования группы возникают дополнительные процессы — групповая динамика:
Образование подгрупп по интересам
Возникновение симпатий и антипатий
Сплочение и конфликты
Принятие групповых решений
Выделение лидеров
Лидер и фасилитатор
Что происходит
В чём проблема
Что с этим делать
В любой группе рано или поздно выделяется лидер — формальный или неформальный.
Группа не может существовать без лидера, иначе она не сможет прийти к нужному результату, процессы будут хаотичны, и вскоре группа распадётся.
Стать нейтральным лидером для своей группы студентов, направлять её к цели и помочь получить ожидаемый результат.

В сфере тренингов такой человек называется фасилитатор. Он сочетает в себе роли руководителя, лидера и одновременно участника группы. Создаёт комфортную атмосферу для обмена идеями, вовлекает в обсуждение, поддерживает его темп.

Эту роль нужно брать на себя каждое занятие.
Вы тоже её часть
Группа
Задачи фасилитатора
Управление настроением группы
Контроль хода занятия
Помощь в достижении результата
Поддерживать включённость группы в работу
Помогать студентам в формулировании выводов, промежуточных и окончательных итогов
Чёткое формулировать инструкции
Удерживать фокус группы на достижении результата
Проводить занятия по разработанному плану
Определять настроение и состояние группы
Предотвращать потенциальные конфликты
Работать с возражениями и разногласиями
Нейтрализовать скепсис и враждебность
Конструктивно работать с критикой в свой адрес
Гибко реагировать в случае изменения ситуации
Признаки эффективной учебной группы
Занятие соответствуют ожиданиям членов группы
Мотивация
Чёткое представление о цели
Ответственность за результаты
Студенты понимают свои цели на курсе и на занятии
Студенты понимают, что достижение ими целей — их ответственность
Структура власти
В группе понятная иерархия власти: есть лидер
Простота коммуникации
Конфликты не остаются неразрешёнными. Все мнения услышаны. На все вопросы получены ответы
Ощущение принадлежности к группе
Студенты общаются между собой. Понимают, что они часть единого коллектива
Свобода деятельности
Студенты имеют возможность принимать решения по учебному процессу. У них есть пространство для творческой реализации в разных аспектах обучения
Инструменты работы с группой
Освоите практические инструменты для управления вниманием группы
Сможете применять их, чтобы настроить аудиторию на работу в начале занятия, подготовить студентов к сложной практике, помочь подвести итоги
В результате сможете вести каждое занятие по ожидаемому вами сценарию так, чтобы группе было интересно
В начале занятия
Конкурс на активность
5 минут
Small talk
5–7 минут
Активация группы
Цель: побудить студентов к активному участию в занятии
Интересные факты
5 минут
Друдлы
5-7 минут
Секретики
5 минут
Похвалите себя сами
5 минут
Образовательный тиндер
5 минут
Знакомство
Цель: ближе познакомиться с учениками и помочь им познакомиться друг с другом
5-7 минут
Управление ожиданием
Цель: помочь студентам сформулировать ожидания и личную цель занятия
Продолжите фразу
5 минут
Открытие
5 минут
Одно слово
Техника «Сито»
5-7 минут
В ходе занятия
Фокусирующий вопрос
7-10 минут
Погружение в тему
Цель: включить группу в занятие и поднять уровень её энергии
Провокационный вопрос
3-5 минут
Вопрос-визуализация
5-7 минут
Вопрос с выбором варианта ответа
3-5 минут
Правильно поднятой руки
2 минуты
Обращение к опыту учеников
2 минуты
Активация группы
Цель: вовлечь студентов в обсуждение темы занятия, дать возможность высказаться всем
Уравновешивание
3-5 минут
Шкалирование
2 минуты
Привлечение внимания
Цель: сфокусировать внимание студентов на важной информации
Фразы-триггеры
3-5 минут
Разгрузка
Цель: снять напряжение участников после тяжёлого задания
Энерджайзер
3-5 минут
В конце занятия
Публичное обещание
5-7 минут
Злой — грустный — довольный
10 минут
Подведение итогов
Цель: помочь студентам подвести итоги занятия
Древо знаний
5-7 минут
Метафора встречи
10 минут
Светофор
5-7 минут
Рефлексия
Цель: помочь студентам осознать итоги и инсайты занятия
Ретроспектива
5-7 минут
Аплодисменты
5-7 минут
Завершение занятия на эмоциональном подъёме
Цель: сформировать положительный настрой после занятия
Подарок
5-7 минут
Методический тулбокс
30 креативных инструментов, которые помогут спроектировать эффективное обучение — для методистов, педдизайнеров, продюсеров курсов
Другие проекты Нетологии