Сопровождение
Выстроить систему, в которой студенты будут чувствовать поддержку в течение всего процесса обучения
Выберите интересующий вас инструмент
Карта курса
Начало обучения
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Квиз
Начало обучения
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Календарь-трекер навыков
Основная часть
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Видеопоздравление от спикеров с окончанием обучения
Завершение обучения
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Финальные письма с благодарностями
Завершение обучения
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Основная часть
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
FAQ по обучению на курсе
Начало обучения
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Аудиоразборы в чате
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Расписание на неделю
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Онлайн-выпускной
Завершение обучения
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Встреча с экспертом о старте в профессии
Начало обучение
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Карта курса
Начало обучения
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Квиз
Начало обучения
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Календарь-трекер навыков
Основная часть
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Видеопоздравление от спикеров с окончанием обучения
Завершение обучения
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Финальные письма с благодарностями
Завершение обучения
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Основная часть
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
FAQ по обучению на курсе
Начало обучения
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Аудиоразборы в чате
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Расписание на неделю
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Встреча с экспертом о старте в профессии
Начало обучение
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Онлайн-выпускной
Завершение обучения
Синхронный
Формат курса
Этап курса
База знаний
1. Теория
2. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
База знаний — это система из папок, вложенных файлов или схем со всей теорией курса. Она может быть разработана в Notion, Miro, Google-сервисах.

Задачи инструмента
1. Систематизация материалов, к которым можно обратиться после обучения
2. Подведение итогов обучения

В базу знаний вносятся краткие тезисы и термины всех уроков для создания общей взаимосвязи. Этим материалом студент сможет воспользоваться, чтобы освежить материал в голове или закрепить новую теорию.

Перед созданием нужно продумать, как будет структурирован и систематизирован материал базы данных.

Варианты разбивки
— по темам и предметам, которые студент изучает;
— по задачам, которые он хочет решить.

Все дополнительные материалы — конспекты, инструкции, чеклисты, видео, дополнительные видеоматериалы — выкладываются в базу знаний и постоянно актуализируются.

Ссылка на базу знаний размещается в удобном для студента месте, откуда её можно скопировать и сохранить. Например, в материалах курса в LMS. Дополнительно можно направить ссылку в чат или на почту, чтобы студент мог быстро найти нужные материалы.

Рекомендация:
Базу знаний можно спроектировать в формате майнд-карты.
1. Тезисы всех занятий
2. База материалов курса
3. Система знаний в Miro, Notion или Google Таблицах
4. Продюсер
5. Редактор
6. Дизайнер
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Знание
Этап по Блуму
COR
NPS
CSI
Transformation rate и success rate
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Квиз
1. Теория
2. Практика
3. Рефлексия
4. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
Квиз — это многошаговая игровая форма. Он помогает сделать процесс обучения более интерактивным и вовлекающим

Задачи инструмента
1. Помочь студенту изучить новую информацию: как теорию по курсу, так и правила обучения
2. Отработать практику
3. Получить комментарий к ответу

Варианты использования квиза
1. Закрепление правил обучения на курсе: оформление скучной информации в увлекательный интерактивный формат.

*Чтобы квиз был более вовлекающим, рекомендуем добавить в контекст элемент сторителлинга в формате игрового тренажёра. Можно ввести персонажа, который как будто учится на курсах и сталкивается с организационными сложностями. От его лица разбираемся, как действовать в той или иной ситуации. В фокусе — наиболее часто задаваемые вопросы студентов.

2. Отработка навыка на практике.
1. Список часто задаваемых вопросов
2. Прописанный сторителлинг
3. Прописанные реплики и варианты
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Понимание
Этап по Блуму
Хард-скиллы
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
Время выполнения ДЗ
Количество итераций на ДЗ
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Начало обучения, основная часть
Этап курса
Аудиоразборы в чате
1. Теория
2. Рефлексия
3. Сопровождение
4. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Аудиоразборы в чате — это коммуникация между преподавателем и студентами в формате «вопрос-ответ».

Формат аудиоразборов
В определённое время, например, по пятницам с 18:00 до 21:00, студенты могут задать любой вопрос по теме курса преподавателю и получить ответ в формате аудио.

О чём можно спросить
— по теории занятия;
— по выполнению домашнего задания;
— дополнительные вопросы по теме.

Такой формат позволяет разрушить барьер между преподавателем и студентом, сделать общение менее формальным. Также преподавателю будет удобнее ответить, так как для этого не нужен компьютер с доступом в личный кабинет. Такой формат предполагает живое общение, то есть преподавателю не нужно следовать строгим требованиям к содержанию ответа — достаточно просто озвучить свою мысль.
Свободное время эксперта
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Знание
Этап по Блуму
COR
NPS
CSI
Количество активных студентов
Время выполнения ДЗ
Количество итераций на ДЗ
Время прохождения модуля
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Хард-скиллы
Какие скиллы развивает
Финальные письма с благодарностями
1. Мотивация
2. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
После обучения студентам важно чувствовать себя уверенно. Поднять уровень мотивации и оставить положительные впечатления от курса поможет индивидульное письмо благодарности от команды.

Инструмент актуален для небольших и активных потоков.
После сдачи диплома составляем краткие письма для каждого студента с благодарностями за участие в учебном процессе.

Что можно отметить
1. Вовлечённость
2. Интересные вопросы
3. Помощь одногруппникам
4. Личные качества, повлиявшие на образовательный процесс

К письму можно приложить видеопоздравление с окончанием курса от команды и приглашение на онлайн-выпускной.
Автор рекомендательного письма (координатор, эксперт, дипломный руководитель)
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
NPS
CSI
На какие метрики может влиять
Завершение обучения
Этап курса
Календарь-трекер навыков
1. Мотивация
2. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
1. Свёрстанный календарь
2. Дизайн
3. Список полезных действий, соответствующих программе курса

Быстро сделать трекер можно с помощью платформы 365done.ru.
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Календарь-трекер навыков — это интерактивный онлайн-календарь по месяцам для отслеживания мини-побед во время обучения. Он помогает сохранить уровень мотивации и вовлечённости студентов.

Образовательные цели ставит методист на конкретный промежуток времени в зависимости от длительности курса. Для этого нужно составить список действий и визуализировать его в виде календаря в формате PDF.

Примеры мини-целей
1. Пройти все тесты к модулю
2. Прочитать дополнительные материалы из занятия на выбор
3. Посетить все вебинары модуля

Выполненные полезные действия студент отмечает в календаре ручкой или наклейкой.
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Понимание
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
целеполагание, тайм-менеджмент
Какие скиллы развивает
COR
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Видеопоздравление от спикеров с окончанием обучения
1. Мотивация
2. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
Съёмки лекции в студии или скринкаст
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Для подведения итогов обучения и повышения уровня мотивации можно использовать видеопоздравление от спикеров с окончанием обучения. Это вызовет положительные эмоции у студентов и замотивирует на дальнейшее развитие в профессии.

Видео может содержать:
— поздравления;
— напутственные слова.

В съёмках принимают участие все ведущие эксперты с программы. Длительность видео — 1−2 минуты. Поздравление добавляется в финальное письмо, а также в чат студентов и личный кабинет.
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
COR
Transformation rate
На какие метрики может влиять
Завершение обучения
Этап курса
Расписание на неделю
Сопровождение
Цель инструмента
Описание
1. Координатор
2. Дизайнер для отрисовки шаблона, а который координатор сможет вносить расписание на неделю
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Расписание на неделю — это список учебных мероприятий на ближайшие 7 дней.

Задача инструмента
1. Помочь студентам распределять нагрузку
2. Узнать сроки и содержание практических занятий

Формат
В начале недели координатор выкладывает расписание на неделю. Можно сделать пост в группе, отправить рассылку или добавить материал в LMS.

Из расписания студент узнает, какие будут лекции и практические занятия; что из дополнительных материалов нужно обязательно прочитать; какие ещё активности запланированы на этой неделе. Для каждого пункта расписания важно указать длительность.

Расписание помогает студентам планировать свою занятость в течение недели — поступает меньше жалоб на интенсивность курса или изменения в учебном плане.

Рекомендации помогают студентам правильно расставить приоритеты: нужно до определённого дня сделать домашнюю работу и обязательно прочитать какие-то материалы. Это помогает сфокусироваться на самом важном для достижения учебной цели.

Дополнительно: можно ставить отложенное напоминание в Telegram-чате с уведомлением за 1 день до мероприятия.
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
COR
NPS
CSI
Конверсии
Процент посещаемости вебинаров
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Начало обучения, основная часть
Этап курса
Карта курса
Сопровождение
Цель инструмента
Описание
1. Структура карты курса
2. Дизайн карты
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Карта курса — это интерактивный документ, представляющий программу обучения в виде пути студента.

Задачи инструмента
1. Сделать процесс обучения понятным и прозрачным
2. Помочь распределить нагрузку и интенсивность
3. Чётко сформулировать краткосрочные учебные цели. Карта позволит синхронизировать ожидания студента с реальностью обучения

Элементы карты курса
1. Теория
2. Практика
3. Дополнительные активности
4. Дедлайны
5. Советы
6. Мини-цели на отрезок времени

Карта курса отражается в личном кабинете студента и показывает точку, в которой студент находится в данный момент.

Важно
1. Карта курса должна синхронизироваться с расписанием на неделю и календарём-трекером навыков
2. Не забывайте обновлять карту курса, если в программу вносятся изменения
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
COR
NPS
CSI
Конверсии по модулям
На какие метрики может влиять
Начало обучения
Этап курса
FAQ по обучению на курсе
Сопровождение
Цель инструмента
Описание
1. Ответы на часто задаваемые вопросы
2. Вычитка редактором
3. Оформление документа: Google Docs, Notion, презентация
Что нужно для реализации
В начале обучения на курсе студент находится в зависимой позиции, согласно модели SSDL. Он не знает, как устроено обучение, что надо делать ему, а за что отвечает образовательная организация. Важно поддержать студента и ответить на частые вопросы. В этом поможет FAQ по обучению на курсе.

FAQ — «Frequently asked questions» или «Часто задаваемые вопросы» — раздел курса, в котором собраны ответы на самые популярные вопросы студентов.

Задача инструмента — представить правила обучения на курсе и сделать их доступнее для запоминания.

Что включить в FAQ
1. Информацию о дедлайнах
2. Информацию о дипломной работе
3. Маршрутизацию по сопровождению: кому задавать вопросы
4. Основные технические вопросы
5. Основные организационные вопросы: сколько времени в неделю занимает учёба, на какой платформе учимся, где находится чат для общения, кому задать вопрос, как скачать дополнительные материалы и т. д.

Как собрать информацию
1. Проанализируйте курс и определите все моменты, которые могут вызвать сложности у студента
2. Соберите все вопросы, с которыми обращаются в поддержку студенты во время обучения на курсе

Также для интерактива можно добавить квиз с правилами обучения.
Ссылка на пример
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
COR
NPS
CSI
На какие метрики может влиять
Начало обучения
Этап курса
Стена комментариев
1. Мотивация
2. Рефлексия
3. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
Часто во время обучения студенты чувствуют беспокойство, которое тяжело выразить в стандартной форме обратной связи. Важно отслеживать такие сомнения студентов и переводить из мыслей в текст. Это поможет в дальнейшем улучшить качество продукта и не упустить важные нюансы образовательного процесса. Актуально как для курсов, так и для отдельных занятий, вебинаров.
Для вебинаров
На вебинарах будет открываться доступ к доске. Там студенты смогут зафиксировать свои мысли:
1. Что было здорово
2. Что хочется изменить или улучшить в образовательном процессе
3. Какие возникли вопросы или неясности
4. Какие появились идеи или инсайты
В конце вебинара спикер может открыть доску и ответить на полученные вопросы. Остальные комментарии обрабатывают методисты после проведения мероприятия.
Для асинхрона
Создаём стену комментариев в Padlet или Miro в виде таблицы со столбцами для вопросов, отзывов, предложений. Даём ссылку студентам в начале обучения. Когда студент испытывает негативные эмоции или непонимание, то в любой момент может оставить свою обратную связь на этой доске. Методисты регулярно открывают доску и берут в работу полученные комментарии.
Ценность инструмента — в анонимности (в отличие от привычных комментариев в ЛМС).
Доска Padlet или Miro
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Асинхронный, синхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
осознанность, умение задавать вопросы
Какие скиллы развивает
CSI занятия, курса
NPS
Качество образовательного продукта
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Доска рефлексии
1. Рефлексия
2. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
В конце обучения команда сопровождения проводит онлайн-выпускной. Задача — подвести итоги, порефлексировать о прошедшей учёбе и поблагодарить участников. Структурировать и наглядно представить мысли поможет доска рефлексии.

Её можно создать в Miro или в виде облака тегов в Mentimeter.

Студенты заранее заполняют доску стикерами.
Это могут быть:
1. Благодарности:
— кураторам;
— одногруппникам;
— преподавателям;
— оранизаторам;
— экспертам и т. д.
2. Обратная связь о курсе (что понравилось или не понравилось)
3. Комментарии о том, какие знания и навыки были полезны

Также можно использовать инструмент рефлексии «Круг, квадрат, треугольник».

Во время вебинара студенты заходят на платформу, ведущий зачитывает стикеры и озвучивает самые популярные комментарии. После благодарит студентов от лица образовательной организации.
Доска Miro или Mentimeter
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
самосознание, самооценка
Какие скиллы развивает
CSI
NPS
Вовлечённость
На какие метрики может влиять
Завершение обучения
Этап курса
Встреча с экспертом о старте в профессии
1. Мотивация
2. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
В начале обучения у студентов много страхов и сомнений. Важно закрыть их и поселить в студентах уверенность в себе. Для этого отлично подойдёт встреча с экспертом, посвящённая старту в профессии.

Задачи инструмента
1. Закрыть наиболее частые вопросы студентов о том, как войти в профессию
2. Закрыть наиболее частые вопросы о развитии в профессии и необходимых навыках
3. Сформировать корректные ожидания от профессии
4. Настроить студентов на учёбу и объяснить необходимость текущей программы курса и практики
5. Избавить студентов от страха первого шага в профессии
6. Показать, что ошибаться — не страшно (через антикейсы экспертов)

Формат: вебинар со специалистом из известной компании, агентства.

План вебинара
1. Собрать со студентов по 3 вопроса для интервью с экспертом
2. Вместе с экспертом подготовить план занятия
О чём можно рассказывать:
— какой карьерный путь эксперта: успехи и неудачи, типичные ошибки и поиск точек роста;
— какие навыки нужны специалисту, как их отработать (провести связь с содержанием курса);
— какая ситуация на рынке труда в данный момент;
— какие требования к кандидатам, на что сам эксперт обращает внимание как работодатель;
— как рассказать о себе потенциальному работодателю, что положить в портфолио (самопрезентация);
— как искать работу;
— как побороть страхи.
Можно дать советы выпускникам.
3. Провести интервью: часть занятия отвести на разбор вопросов, часть — на рассказ. На занятие можно пригласить тьютора и сразу поговорить со студентами о целях обучения.
1. Эксперт
2. Собранный пул вопросов от студентов
3. Презентация к вебинару
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Знание
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
умение задавать вопросы, умение слушать
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
На какие метрики может влиять
Начало обучения
Этап курса
Онлайн-выпускной
1. Мотивация
2. Сопровождение
3. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
1. Zoom или российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, VideoMost
2. В зависимости от сценария: Мentimeter, «Колесо фортуны», «Облако тегов»
3. Модератор
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Онлайн-выпускной — встреча студентов с преподавателями и кураторами после проверки дипломов для подведения итогов и постановки плана дальнейшего развития.

Задачи инструмента
1. Нетворкинг
2. Мотивация студентов на продолжение развития
3. Снятие блоков и страхов о «выходе в мир»

Формат
После проверки дипломных работ:
1. Запланируйте дату выпускного вечера и разошлите приглашения студентам. Можно совместить с письмами благодарности и видеопоздравлением от команды курса.
2. Подготовьте программу выпускного. Мы рекомендуем:
— попросить обратную связь об обучении и о преподавателях;
— составить план дальнейшего развития;
— провести весёлый интерактив. Например, угадать настоящие и ложные факты о преподавателях;
— поделиться своими планами по поиску дальнейшей работы;
— заполнить доску благодарностей;
— в качестве дополнения можно проводить активности, разыгрывая скидки, доступы на мини-курсы и другие бонусы. Всё это на усмотрение продюсера курса.
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
NPS
CSI
Transformation rate или success rate
На какие метрики может влиять
Завершение обучения
Этап курса
Бадди-программы
1. Нетворкинг
2. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
Баддинг — это разновидность наставничества, своеобразная дружеская поддержка новичка.

Задачи инструмента
1. Построить групповую работу и нетворкинг
2. Помочь студентам научиться решать проблемы сообща

Алгоритм введения баддинга
1. Знакомство всей группы на видеозвонке с голосом и видео, чтобы сразу снять напряжение
2. Первичное разделение на пары с помощью модератора и упражнения на знакомство
3. Предоставить пространство для деления на группы (Miro или таблица)
4. Прописать базовые правила в личном кабинете студента и самостоятельное задание для студентов

Что делать с бадди
1. На первой встрече важно поставить цель. Для этого отлично подойдет метод «Стрела»
2. Регулярно созваниваться и обсуждать, чего каждый достиг в обучении или на какой ступеньке остановился
3. Писать мини-отчёты о том, что успел сделать за неделю. И получать такой отчёт от напарника
4. Жаловаться в духе «У меня ничего не получается, я устал» и получить в ответ поддержку. Или поддержать самому, если на этот раз сложности возникли у партнёра
5. Просить совета или разбирать какой-то кейс
6. Готовиться к сдаче модульных и дипломных работ

Принципы баддинга
1. Участники ставят цели, которые хотят достичь в рамках программы. Затем обсуждают условия поддержки друг друга (например, можно попросить бадди не звонить после 20:00)
2. Баддинг — обучающий метод, а не дружеское общение. Поэтому взаимодействие должно решать проблемы и трудности студентов
3. Баддинг не любит советов и ультиматумов. Бадди не должны навязывать друг другу свои взгляды
1. Miro или Google-таблица (российский аналог: Яндекс Таблицы)
2. Zoom (российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, VideoMost).
3. Общий чат в Telegram
4. Малые чаты (Telegram, WhatsApp или другой удобный инструмент)
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
коммуникативные навыки, установление межличностных отношений, умение давать обратную связь
Какие скиллы развивает
CSI
COR
NPS
Достижение цели
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Менторство
1. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
Менторство — это взаимодействие ментора, более опытного специалиста, и менти, специалиста с меньшим опытом. Ментор помогает в решении рабочих задач и карьерном развитии — преимущественно через обсуждение трудностей, с которыми сталкивается подопечный. Он не даёт готовых рецептов, а направляет мысли и энергию менти в правильное русло. Иными словами, не учит, а помогает учиться и мыслить правильно. Например, ментор-разработчик не будет корректировать каждый неправильно написанный метод, но даст советы по организации кода с учётом наиболее эффективных практик.

Менторство помогает:
— Решить конкретную проблему
— Познакомиться с чужим опытом и перенять лучшее
— Изменить мышление, наблюдая за ролевой моделью
— Адаптироваться к новой роли и преодолеть трудности
— Примерить на себя новую роль и понять, подходит ли она

Во взаимодействии ментора с менти есть и другая сторона.

Менти может:
— Участвовать в реализации планов ментора — проводить исследования, помогать с рутинными задачами, морально поддерживать
— Делиться мыслями и идеями
— Мотивировать двигаться дальше, постоянно искать возможности для развития и использовать их
— Продолжить дело ментора

Кто может стать ментором
Стать ментором может специалист в любой сфере с опытом от трёх лет. Главное — наличие серьёзного опыта за плечами и желание им поделиться. Вы можете привлечь выпускников ваших курсов в качестве менторов для получения дополнительного опыта в профессии. Главное, на что стоит обращать внимание при поиске, — карьерный опыт и ценности. Ментор уже прошёл тот путь, который хочет пройти подопечный, и добился тех целей, которые ученик ставит перед собой.

Сколько длится менторство
Работа с ментором долгосрочная, в среднем от трёх месяцев до трёх лет. И выстроить такую работу значительно легче и приятнее, если ментор и менти близки по духу, со схожими интересами.

Инструменты используются разные: кто-то предпочитает личные встречи раз в неделю, а кому-то комфортнее писать отчёты каждые два дня. Всё ограничивается поставленными задачами и ресурсами ментора и подопечного.
Толк (сообщество для подбора ментора из IT-сферы)
Школа наставников Яндекс. Практикума
HTML academy (опыт менторства в онлайн-школе программирования)
1. Ментор
2. Стандарты работы ментора с менти
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Оценка
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
целеполагание, осознанность, ответственность, навыки принятия решений, стремление к саморазвитию
Какие скиллы развивает
COR
NPS
ROTI
Retention,
Transformation rate или success rate
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Чатбот
1. Теория
2. Практика
3. Сопровождение
4. Мотивация
Цель инструмента
Описание
Чатбот — инструмент, который помогает автоматизировать часть процессов обучения. Программа работает внутри мессенджера или социальной сети, рассылая заранее подготовленные сообщения.

Студент должен подписаться на чатбот или добавить его в контакты, чтобы взаимодействовать с ним. Такую программу можно использовать, чтобы отвечать на вопросы студентов или рассылать им сообщения в запланированное время.

Задачи инструмента
1. Донести до студентов теорию и повторить изученное
2. Сообщить и принять решение дз
3. Уведомить о событиях на курсе
4. Мотивировать студентов на обучение
5. Значительно снять нагрузку с координаторов, аспирантов

Разработывает чатбот программист. Однако на рынке есть конструкторы, которые позволяют создать чатбот без навыков программирования.

Как подготовиться к созданию чатбота:
1. Определите стиль коммуникации (tone of voice), в котором чатбот будет общаться с пользователем. Лучше выбрать неформальный тон общения — используйте эмодзи и разговорные фразы
2. Дайте чатботу имя и выберите аватарку, сделайте его заметным в длинном списке диалогов студентов
3. Составьте схему диалога со всеми возможными ответвлениями — она не должна быть линейной
4. Пропишите для всех элементов схемы подходящие ответы, причём короткие (не более 200 знаков)

После активации чатбот:
— Присылает контент, какого не было на основном курсе
— Присылает тесты и проверяет результат
— Присылает задания
— Рассылает напоминания
— Спрашивает статус
— Принимает вопросы
— Поддерживает и мотивирует
— Зовёт на мероприятия
— Регулярно посылает расписание на неделю
— В закреплённых сообщениях хранится FAQ по обучению и карта курса
— В начале, на экваторе и финише предлагается свериться с картой компетенцией
1. Программист, специалист по разработке чатбота / конструктор чатботов
2. Проработанный сценарий чатбота
3. Запланированный бюджет на реализацию
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Хард-скиллы
Какие скиллы развивает
COR
NPS
CSI
Время выполнения дз
Время прохождения модуля
На какие метрики может влиять
Любой этап
Этап курса