Рефлексия
Научить замечать и анализировать свой прогресс, а также оценивать опыт одногруппников
Выберите интересующий вас инструмент
Все инструменты
Для индивидуальной работы
Для совместной работы
Аудиоразборы в чате
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Квиз
Начало обучения
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Игровой тренажёр
Основная часть
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Воркшопы
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Выставка дипломов
Завершение обучения
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Нетворкинг-сессия
Начало обучения
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Круглый стол
Начало обучения
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Мастермайнд-сессии
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Онлайн-игра в Miro
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Постановка цели
Начало обучения
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Групповая подготовка к защите
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Открытый микрофон
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Рефлексия «Круг, квадрат, треугольник»
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Аудиоразборы в чате
1. Теория
2. Рефлексия
3. Сопровождение
4. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Аудиоразборы в чате — это коммуникация между преподавателем и студентами в формате «вопрос-ответ».

Формат аудиоразборов
В определённое время, например, по пятницам с 18:00 до 21:00, студенты могут задать любой вопрос по теме курса преподавателю и получить ответ в формате аудио.

О чём можно спросить
— по теории занятия;
— по выполнению домашнего задания;
— дополнительные вопросы по теме.

Такой формат позволяет разрушить барьер между преподавателем и студентом, сделать общение менее формальным. Также преподавателю будет удобнее ответить, так как для этого не нужен компьютер с доступом в личный кабинет. Такой формат предполагает живое общение, то есть преподавателю не нужно следовать строгим требованиям к содержанию ответа — достаточно просто озвучить свою мысль.
Свободное время эксперта
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Знание
Этап по Блуму
COR
NPS
CSI
Количество активных студентов
Время выполнения ДЗ
Количество итераций на ДЗ
Время прохождения модуля
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Хард-скиллы
Какие скиллы развивает
Квиз
1. Теория
2. Практика
3. Рефлексия
4. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
Квиз — это многошаговая игровая форма. Он помогает сделать процесс обучения более интерактивным и вовлекающим

Задачи инструмента
1. Помочь студенту изучить новую информацию: как теорию по курсу, так и правила обучения
2. Отработать практику
3. Получить комментарий к ответу

Варианты использования квиза
1. Закрепление правил обучения на курсе: оформление скучной информации в увлекательный интерактивный формат.

*Чтобы квиз был более вовлекающим, рекомендуем добавить в контекст элемент сторителлинга в формате игрового тренажёра. Можно ввести персонажа, который как будто учится на курсах и сталкивается с организационными сложностями. От его лица разбираемся, как действовать в той или иной ситуации. В фокусе — наиболее часто задаваемые вопросы студентов.

2. Отработка навыка на практике.
1. Список часто задаваемых вопросов
2. Прописанный сторителлинг
3. Прописанные реплики и варианты
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Понимание
Этап по Блуму
Хард-скиллы
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
Время выполнения ДЗ
Количество итераций на ДЗ
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Начало обучения, основная часть
Этап курса
Игровой тренажёр
1. Теория
2. Практика
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Игровой тренажёр — это многошаговая игровая форма квиза. Он помогает сделать процесс обучения более интерактивным и вовлекающим. В отличие от квиза создает обстановку, приближеную к реальным рабочим ситуациям.

Отличие от квиза: не просто вопрос с вариантами ответа, а диалог с персонажем.

Формат
Механикой реализации может быть и стандартный квиз. Тогда текст вопроса моделирует ситуацию, варианты ответа описывают возможные действия или реплики студента, а комментарии к ответам — последствия выбора или реплики собеседника.

Когда использовать
Игровой тренажёр полезен в ситуациях, когда в блоке или занятии нельзя добавить задания с живой обратной связью, но по логике они уместны. Это бесплатные курсы, онбординговые модули, курсы без бюджета на проверку дополнительных домашних заданий. Также тренажёр подходит, когда нужно погрузить студента в какую-то реальную практическую историю, но с минимальными усилиями с его стороны. Чтобы студент прочувствовал ситуацию или погрузился в какую-то историю легко и без стресса.
1. Возможность создания квизов в ЛМС
2. Сторонние сервисы. Например, Mysimulator
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Применение
Этап по Блуму
Хард-скиллы
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
Время выполнения ДЗ
Количество итераций на ДЗ
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Стена комментариев
1. Мотивация
2. Рефлексия
3. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
Часто во время обучения студенты чувствуют беспокойство, которое тяжело выразить в стандартной форме обратной связи. Важно отслеживать такие сомнения студентов и переводить из мыслей в текст. Это поможет в дальнейшем улучшить качество продукта и не упустить важные нюансы образовательного процесса. Актуально как для курсов, так и для отдельных занятий, вебинаров.
Для вебинаров
На вебинарах будет открываться доступ к доске. Там студенты смогут зафиксировать свои мысли:
1. Что было здорово
2. Что хочется изменить или улучшить в образовательном процессе
3. Какие возникли вопросы или неясности
4. Какие появились идеи или инсайты
В конце вебинара спикер может открыть доску и ответить на полученные вопросы. Остальные комментарии обрабатывают методисты после проведения мероприятия.
Для асинхрона
Создаём стену комментариев в Padlet или Miro в виде таблицы со столбцами для вопросов, отзывов, предложений. Даём ссылку студентам в начале обучения. Когда студент испытывает негативные эмоции или непонимание, то в любой момент может оставить свою обратную связь на этой доске. Методисты регулярно открывают доску и берут в работу полученные комментарии.
Ценность инструмента — в анонимности (в отличие от привычных комментариев в ЛМС).
Доска Padlet или Miro
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Асинхронный, синхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
осознанность, умение задавать вопросы
Какие скиллы развивает
CSI занятия, курса
NPS
Качество образовательного продукта
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Доска рефлексии
1. Рефлексия
2. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
В конце обучения команда сопровождения проводит онлайн-выпускной. Задача — подвести итоги, порефлексировать о прошедшей учёбе и поблагодарить участников. Структурировать и наглядно представить мысли поможет доска рефлексии.

Её можно создать в Miro или в виде облака тегов в Mentimeter.

Студенты заранее заполняют доску стикерами.
Это могут быть:
1. Благодарности:
— кураторам;
— одногруппникам;
— преподавателям;
— оранизаторам;
— экспертам и т. д.
2. Обратная связь о курсе (что понравилось или не понравилось)
3. Комментарии о том, какие знания и навыки были полезны

Также можно использовать инструмент рефлексии «Круг, квадрат, треугольник».

Во время вебинара студенты заходят на платформу, ведущий зачитывает стикеры и озвучивает самые популярные комментарии. После благодарит студентов от лица образовательной организации.
Доска Miro или Mentimeter
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
самосознание, самооценка
Какие скиллы развивает
CSI
NPS
Вовлечённость
На какие метрики может влиять
Завершение обучения
Этап курса
Мастермайнд-сессии
1. Мотивация
2. Нетворкинг
3. Практика
4. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Мастермайд — совместная работа, где студенты помогают друг другу в достижении личных целей, обмениваясь опытом, идеями и поддержкой. Часто студенты во время обучения сталкиваются с трудностями и задаются вопросами: Как распределять нагрузку и не свалиться под ворохом самых разных задач? Правильно ли я применяю знания? Всё ли у меня получается? Как делают другие и могу ли я у них что-то перенять?

Многим студентам страшно прийти с этими вопросами к эксперту или координатору: они боятся столкнуться с критикой и упрёками. В таких ситуациях отлично поможет мастермайд

Задачи инструмента
1. Научить студентов открыто обсуждать рабочие проблемы друг с другом
2. Показать студентам пользу комплексного подхода к проблеме

Принципы
— Активное участие
— Тайминг
— Отсутствие пропусков
— Конфиденциальность
— Честность и открытость
— Взаимная поддержка
— Другие точки зрения
— Ресурсы, нетворкинг, продвижение

Как подготовиться
1. Подобрать эксперта по теме, который бы умел создать благоприятную обстановку для общения.
2. Выдать студентам за 1–2 дня до встречи шаблон для заполнения кейсов.

Ко времени проведения мастермайнд-сессии студенты уже должны быть знакомы между собой (в идеале — уже работавшие вместе в группах или на воркшопах).

Как проводить мастермайнд
1. Заранее согласуйте тему сессии, например, «Практические задания». Выдайте студентам шаблон для заполнения кейсов (своих проблем или вопросов по теме).
2. Ведущий в начале онлайн-сессии ещё раз проговаривает правила работы: озвучиваем свой кейс и основные проблемы — каждый из участников сессии должен дать свой совет, высказать мнение. Ведущий суммирует решения и помогает их приоритизировать для дальнейшего внедрения. Встречи должны носить регулярный характер и не прекращаться после завершения курса.
1. Zoom (российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, VideoMost)
2. Инструмент для презентации своего проекта (Miro, Google Таблица, презентация, Яндекс Документы и т. д)
3. Шаблон для заполнения кейсов
4. Модератор — командный лидер, который удерживает группу в заданных рамках обсуждений, контролирует процесс встреч и прогресс участников, следит за развитием группы
5. Эксперт (если модератор сам не является экспертом)
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Оценка
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
коммуникативные навыки, умение анализировать ситуацию, умение генерировать идеи
Какие скиллы развивает
Процент усвоенной информации (PULI)
COR
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Выставка дипломов
1. Мотивация
2. Нетворкинг
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Доска Miro
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Выставка дипломных работ организуется после проведённых защит. К просмотру можно пригласить экспертов курса для получения объективной оценки и рекомендаций по улучшению проекта. Оставлять комментарии к каждой работе также могут и студенты.

Задачи инструмента
1. Нетворкинг
2. Развитие насмотренности
3. Обмен опытом и достижениями

Для презентации своей работы студентам необходимо заранее заполнить карточку на виртуальной доске (например, Miro).

Структура карточки
— фото и имя;
— описание проекта;
— цели проекта на ближайший год;
— ключевые инструменты, которые я хочу использовать;
— мои KPI (ключевые показатели эффективности);
— ссылка на саму работу.

Можно задать временное ограничение доступа к выставке (например, две недели).
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Оценка
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
умение давать обратную связь, навыки презентации проекта
Какие скиллы развивает
NPS
На какие метрики может влиять
Завершение обучения
Этап курса
Нетворкинг-сессия
1. Нетворкинг
2. Мотивация
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Zoom или российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, Видеомост
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Нетворкинг-сессия — это онлайн-встреча всех студентов набора в начале обучения. Дальше программа включает воркшопы, то есть на них должны прийти знакомые друг с другом студенты, которые смогут продуктивно общаться в группе и работать вместе над заданиями.

Задачи инструмента
1. Создать сообщество вовлечённых в коммуникацию друг с другом людей.
2. Сформировать поддерживающую среду. Она поможет повысить посещаемость занятий, преодолеть негативные установки студентов типа «одногруппники всё умеют, а я нет».

Формат
Смысл сессии не просто в знакомстве, она связана и с содержанием курса. Можно добавить в план сессии интерактив на целеполагание: ребята поработают в парах, помогут друг другу поставить цели, понять свои сильные и слабые стороны в выбранной профессии, сфокусироваться на ключевых задачах обучения.

Темы для нетворкинг-сессии
Для новичков:
— Рассказ о себе по определённому алгоритму
— Рассказ о цели обучения на курсе
— Рассказ о своём проекте, если актуально
— Изучение карты компетенций и оценивание себя
— Заполнение слайда о себе по определённому алгоритму. В дальнейшем каждый сможет прочитать информацию об одногруппниках и познакомиться с ребятами, у которых схожие интересы

Для продвинутых студентов:
— Рассказ о себе по определённому алгоритму, например, speed dating
— Рассказ о самом интересном или сложном кейсе из личной практики
— Самый сложный вопрос, на который хотелось бы получить ответ на курсе. Одногруппники пробуют дать ответ или комментарии, но важно вернуться к вопросу уже в конце обучения
— Рассказ о своих профессиональных целях
— Изучение карты компетенций и оценивание друг друга
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Понимание
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
коммуникативные навыки, навыки самопрезентаци
Какие скиллы развивает
NPS
COR
ROTI
На какие метрики может влиять
Начало обучения
Этап курса
Открытый микрофон
1. Нетворкинг
2. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Открытый микрофон — форма публицистической деятельности студентов. Она способствует развитию полемичес­ких навыков, искусства выступать перед аудиторией, рефлексии и критического мышления. В основу выступления студента могут лечь открытые вопросы по теме мероприятия. Например, какие инструменты работают, а какие нет, важен ли этот процесс или можно обойтись без него и так далее.

Задачи инструмента
1. Отработать презентационные навыки.
2. Отработать коммуникационные навыки.
3. Научиться получать и давать обратную связь, задавать вопросы.
4. Нетворкинг.

Формат открытого микрофона
Организаторы обучения готовят список дискуссионных вопросов. Студенты распределяются и выбирают интересующую тему. Спикер готовит презентацию по заданной теме заранее, приводя аргументы в защиту своей позиции. «Зрителями» будут другие участники — одногруппники или студенты смежных профессий. Это могут быть специалисты с опытом или без.

Контролирует тайминг и принимает вопросы зрителей модератор.

После выступления можно организовать дискуссию или дебаты.
В конце следует использовать инструмент рефлексии «Круг, квадрат, треугольник».
1. Тема открытого микрофона
2. Темы выступлений для всех участников
3. Площадка для проведения мероприятия
4. Прогон для всех участников
5. Модератор
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации