Практика
Отработать теорию в интерактивном формате, сделать практику приближенной к реальности и вовлечь студентов в процесс
Выберите интересующий вас инструмент
Основная часть
Асинхронный, синхронный
Формат курса
Этап курса
Групповая подготовка к защите
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Круглый стол
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Онлайн-игра в Miro
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Питчинг
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Воркшопы
Основная часть,
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Мастермайнд-сессии
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Квиз
Начало обучения
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Майнд-карты
Основная часть
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Игровой тренажер
Основная часть
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Бинго
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Баскет-метод
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Квиз
Начало обучения
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Майнд-карты
Основная часть
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Игровой тренажер
Основная часть
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Бинго
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Баскет-метод
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Основная часть
Асинхронный, синхронный
Формат курса
Этап курса
Групповая подготовка к защите
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Круглый стол
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Онлайн-игра в Miro
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Питчинг
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Воркшопы
Основная часть,
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Мастермайнд-сессии
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Квиз
1. Теория
2. Практика
3. Рефлексия
4. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
Квиз — это многошаговая игровая форма. Он помогает сделать процесс обучения более интерактивным и вовлекающим

Задачи инструмента
1. Помочь студенту изучить новую информацию: как теорию по курсу, так и правила обучения
2. Отработать практику
3. Получить комментарий к ответу

Варианты использования квиза
1. Закрепление правил обучения на курсе: оформление скучной информации в увлекательный интерактивный формат.

*Чтобы квиз был более вовлекающим, рекомендуем добавить в контекст элемент сторителлинга в формате игрового тренажёра. Можно ввести персонажа, который как будто учится на курсах и сталкивается с организационными сложностями. От его лица разбираемся, как действовать в той или иной ситуации. В фокусе — наиболее часто задаваемые вопросы студентов.

2. Отработка навыка на практике.
1. Список часто задаваемых вопросов
2. Прописанный сторителлинг
3. Прописанные реплики и варианты
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Понимание
Этап по Блуму
Хард-скиллы
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
Время выполнения ДЗ
Количество итераций на ДЗ
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Начало обучения, основная часть
Этап курса
Майнд-карты
1. Теория
2. Практика
Цель инструмента
Описание
Майнд-карта — инструмент систематизации знаний в формате визуальных связей между объектами. Обычно представляется в виде древовидной схемы, которая изображает некие объекты, например, идеи, задачи, тезисы и связи между ними.

Задачи инструмента
1. Для демонстрации теории: структурированно и интерактивно дать информацию студенту для самостоятельного изучения; подвести краткий итог занятия.
2. В качестве практики: научить студентов структурировать информацию, выстраивать ассоциативные цепочки в зависимости от содержания задания.

Формат
1. Miro или его аналоги. Схема связей тем на одной интерактивной доске
2. Лендинг

Студент нажимает на элемент и карта «разворачивается», появляется больше деталей. На открывшемся элементе может стоять ссылка на какой-то поясняющий контент: лонгрид, видео, примеры по теме. Процесс изучения теоретического материала станет интереснее.

Рекомендации
Майнд-карты отлично подойдут для сложных модулей, где упоминается много терминов и процессов. Также они подойдут для систематизации теории всего курса в качестве базы знаний.
1. Сервис для создания майнд-карты: MindMeister, Miro, XMind, MindMup, Mind42, Mindomo, Coggle, Diagrams, MindManager, Orbit mind, Подытожим
2. Тезисы занятия
3. Методист
4. Редактор
5. Дизайнер
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Понимание
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
аналитическое мышление, умение структурировать информацию
Какие скиллы развивает
COR
NPS
CSI
Качество учебного контента
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Игровой тренажёр
1. Теория
2. Практика
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Игровой тренажёр — это многошаговая игровая форма квиза. Он помогает сделать процесс обучения более интерактивным и вовлекающим. В отличие от квиза создает обстановку, приближеную к реальным рабочим ситуациям.

Отличие от квиза: не просто вопрос с вариантами ответа, а диалог с персонажем.

Формат
Механикой реализации может быть и стандартный квиз. Тогда текст вопроса моделирует ситуацию, варианты ответа описывают возможные действия или реплики студента, а комментарии к ответам — последствия выбора или реплики собеседника.

Когда использовать
Игровой тренажёр полезен в ситуациях, когда в блоке или занятии нельзя добавить задания с живой обратной связью, но по логике они уместны. Это бесплатные курсы, онбординговые модули, курсы без бюджета на проверку дополнительных домашних заданий. Также тренажёр подходит, когда нужно погрузить студента в какую-то реальную практическую историю, но с минимальными усилиями с его стороны. Чтобы студент прочувствовал ситуацию или погрузился в какую-то историю легко и без стресса.
1. Возможность создания квизов в ЛМС
2. Сторонние сервисы. Например, Mysimulator
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Применение
Этап по Блуму
Хард-скиллы
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
Время выполнения ДЗ
Количество итераций на ДЗ
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
«Бинго»
Практика
Цель инструмента
Описание
«Бинго» — это интерактивная групповая игра, развивающая у студентов рефлексию и анализ. Она призвана закрепить ключевую теорию по теме — например, определения терминов, основные ошибки, формулы.

Формат
На онлайн-занятии каждому студенту присылают листы «Бинго», на которые нанесены поля с 9−24 ключевыми ответами. Набор заданий находится у ведущего. Он озвучивает кейсы, показывает материал в зависимости от формата задания. Участники игры внимательно слушают ведущего и ищут верный ответ. Первый, кто закроет все ответы на своей карточке, громко произносит слово «Бинго». Он и становится победителем.

Варианты форматов заданий
1. Изображение. Например, дизайн лендинга
2. Аудиофайл. Например, запись разговора менеджера с клиентом
3. Математическая задача. Например, формула подсчёта юнит-экономики
4. Загадка

Пример реализации
На курсе «Дизайн интерьеров» после завершения теоретического блока по стилям дизайна проводится онлайн-вебинар. На нём каждый получает лист «Бинго», в котором в специальных полях перечислены все стили дизайна. Далее ведущий показывает изображения с различными стилями интерьера, студентам нужно отметить на своём листе тот стиль, который они видят на слайде. Первый отметивший все поля говорит «Бинго». В качестве бонуса этому студенту можно презентовать книгу, консультацию преподавателя, зачёт домашнего задания или другие приятные подарки.
1. Сервис для создания листов для «Бинго»
2. Модератор
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Знание
Этап по Блуму
Хард-скиллы
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
ROTI
Количество активных студентов
Процент посещаемости вебинаров
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Кросс-курсовые задания
1. Нетворкинг
2. Практика
Цель инструмента
Описание
Для выполнения кросс-групповых заданий нужно объединиться со студентами других курсов. Это даёт возможность попробовать себя в роли постановщиков задач, получить опыт работы с исполнителями и выполнить заказ по техническому заданию.

Например, можно объединить студентов с курсов «SMM-менеджер» и «Коммерческий редактор» в проектные команды.

Задачи инструмента
1. Отработка конкретного практического навыка из скиллсета профессии
2. Отработка софт-скиллов и метанавыков: коммуникация, работа в команде, постановка задачи
1. Общее пространство для общения и отслеживания процесса совместной работы
2. Фреймворк брифа под задачу заказчика
3. Критерии оценки выполненной работы
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Применение
Этап по Блуму
Хард-скиллы

Софт-скиллы: работа в команде, коммуникативные навыки, навыки решения проблем
Какие скиллы развивает
CSI
NPS
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Воркшопы
1. Рефлексия
2. Практика
Цель инструмента
Описание
Воркшоп — это занятие, на котором студенты отрабатывают полученные знания на практике. Освоив теорию, студенты приходят на воркшоп выполнять задания под руководством эксперта.

Задачи инструмента
1. Научить студентов применять полученные знания на практике в условиях, приближенных к реальным
2. Дать новые знания сразу через практику или опыт
3. Помочь студентам прокачать софт скиллы: работа в команде, самостоятельность, навык публичных выступлений и т. д.

Ключевая особенность воркшопа — интенсивная деятельность всех участников. Теория подаётся в фоновом режиме и тут же применяется на практике. Такой вид обучения побуждает студентов к самостоятельности и активной позиции.

Важно
Участники должны быть знакомы друг с другом перед началом интерактива. Заложите время на знакомство в начале воркшопа.

Формат
1. В начале воркшопа спикер задаёт вектор встречи: актуализирует тему, даёт вводные по задаче.
2. Затем модератор распределяет студентов по сессионным залам для решения кейса. При необходимости между участниками распределяются роли.
3. Во время групповой работы спикер проходит по сессионным залам, слушает и записывает типовые ошибки, отмечает успехи.
4. Для подведения итогов студенты снова собираются в одном зале. От каждой группы презентует решение один лидер.
5. Спикер воркшопа даёт обратную связь: озвучивает типичные ошибки и предлагает рекомендации по их устранению.

Оптимальная длительность воркшопа — от 1,5 до 3-х часов. Если работа идёт дольше 2 часов, нужно запланировать перерыв 5−10 минут.
1. Zoom или российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, Видеомост, Spatial.chat, Clickmeeting
2. Фреймворки и шаблоны
3. Модератор и ВОП
4. Вспомогательные инструменты. Например, Mentimeter
5. Эксперт
6. 5–20 студентов
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Применение
Этап по Блуму
Хард-скиллы

Софт-скиллы: работа в команде, навыки принятия решений, навык презентации проектов
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
ROTI
Количество активных студентов
Процент посещаемости вебинаров
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Мастермайнд-сессии
1. Мотивация
2. Нетворкинг
3. Практика
4. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Мастермайд — совместная работа, где студенты помогают друг другу в достижении личных целей, обмениваясь опытом, идеями и поддержкой. Часто студенты во время обучения сталкиваются с трудностями и задаются вопросами: Как распределять нагрузку и не свалиться под ворохом самых разных задач? Правильно ли я применяю знания? Всё ли у меня получается? Как делают другие и могу ли я у них что-то перенять?

Многим студентам страшно прийти с этими вопросами к эксперту или координатору: они боятся столкнуться с критикой и упрёками. В таких ситуациях отлично поможет мастермайд

Задачи инструмента
1. Научить студентов открыто обсуждать рабочие проблемы друг с другом
2. Показать студентам пользу комплексного подхода к проблеме

Принципы
— Активное участие
— Тайминг
— Отсутствие пропусков
— Конфиденциальность
— Честность и открытость
— Взаимная поддержка
— Другие точки зрения
— Ресурсы, нетворкинг, продвижение

Как подготовиться
1. Подобрать эксперта по теме, который бы умел создать благоприятную обстановку для общения.
2. Выдать студентам за 1–2 дня до встречи шаблон для заполнения кейсов.

Ко времени проведения мастермайнд-сессии студенты уже должны быть знакомы между собой (в идеале — уже работавшие вместе в группах или на воркшопах).

Как проводить мастермайнд
1. Заранее согласуйте тему сессии, например, «Практические задания». Выдайте студентам шаблон для заполнения кейсов (своих проблем или вопросов по теме).
2. Ведущий в начале онлайн-сессии ещё раз проговаривает правила работы: озвучиваем свой кейс и основные проблемы — каждый из участников сессии должен дать свой совет, высказать мнение. Ведущий суммирует решения и помогает их приоритизировать для дальнейшего внедрения. Встречи должны носить регулярный характер и не прекращаться после завершения курса.
1. Zoom (российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, VideoMost)
2. Инструмент для презентации своего проекта (Miro, Google Таблица, презентация, Яндекс Документы и т. д)
3. Шаблон для заполнения кейсов
4. Модератор — командный лидер, который удерживает группу в заданных рамках обсуждений, контролирует процесс встреч и прогресс участников, следит за развитием группы
5. Эксперт (если модератор сам не является экспертом)
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Оценка
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
коммуникативные навыки, умение анализировать ситуацию, умение генерировать идеи
Какие скиллы развивает
Процент усвоенной информации (PULI)
COR
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Питчинг
1. Практика
2. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Питчинг — это презентация проекта потенциальным инвесторам.

Инструмент подходит для программ бизнес-направления. Например, «Продакт-менеджмент», «Основы предпринимательства».

Задачи инструмента
1. Развитие презентационных навыков
2. Оттачивание умения выделять главное
3. Отработка умения быстро решать поставленные задачи в условиях ограниченного доступа к инструментам

Формат
Студентам бизнес-направлений предлагается защитить свою идею проекта перед преподавателями в роли инвесторов. Питчинг может стать итоговой работой на курсе или заданием повышенной сложности. На вебинаре студенты делятся на 2 команды, им озвучивают проблему пользователя, которую необходимо решить новым продуктом. Каждая команда должна придумать свою идею продукта и защитить её перед преподавателем.

Тайминг занятия
10 минут — бриф по занятию, деление на команды;
30 минут — команды в комнатах создают стратегию или идею;
10 минут — команды составляют план питчинга;
20 минут — выступают представители команд с презентацией и продажей идеи (на каждое выступление даётся максимум 10 минут);
20 минут — эксперт даёт обратную связь, подводит итоги.

Содержание выступления
1. Рассказ о команде
2. Рассказ о проекте и бизнес-плане
3. Рассказ об инструментах реализации проекта
4. Информация о сроке окупаемости и объёме необходимых средств
5. Аргументация, почему проект должен стать успешным

Презентация к выступлению
1. Титульный слайд с именем спикера и участниками команды
2. Проблема, которую решает продукт
3. Ключевая ценность продукта — желательно в цифрах
4. Прототип иди демоверсия продукта
5. Бизнес-модель*
6. План выхода на рынок*
7. Анализ конкурентов*
8. Команда
9. Финансовый прогноз
10. Использование полученных средств от инвестора

*Дополнительные задания по желанию — на случай, если методист решит проводить полноценную защиту. Тогда время на подготовку и на выступления увеличится.
1. Брифы для команды
2. Шаблон презентации
3. Zoom или российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, VideoMost
4. Модератор
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Создание
Этап по Блуму
Хард-скиллы

Софт-скиллы: навыки презентации проектов, навыки убеждения
Какие скиллы развивает
COR
NPS
CSI
Transformation rate или success rate
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Онлайн-игра в Miro
1. Практика
2. Нетворкинг
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Онлайн-игра — это совместная групповая работа на виртуальной доске в Miro, в которой заранее подготовлен сценарий. Закрепить новые навыки поможет рефлексия после игры.

Отличия от обычной групповой работы в Miro
1. Задания связаны одной историей, это не отдельные элементы
2. Есть сторителлинг, драматургия, развитие сюжета
3. Квест задизайнен в стиле настольной игры
4. Есть условие выигрыша
5. Есть выбор, интерактивность
6. После игры всегда проводится рефлексия: в чём была основная сложность, какие инсайты?

Задачи инструмента
1. Развитие мягких навыков: управленческих и коммуникативных
2. Отработка навыков
3. Управление эмоциями в ходе командной работы

Элементы онлайн-игры
1. Ключевые действия участников
2. Интерфейс с игровым процессом
3. Сценарий, сюжет игры

Сюжет игры разрабатываем по обратному дизайну
1. Определяем, какой опыт мы хотим передать студенту
2. Проектируем действия студента
3. Определяем элементы игры, которые закроют действия

Примеры навыков, которые можно отработать в игре
— работа с заказчиком;
— деловые переговоры;
— открытие своего бизнеса.
1. Виртуальная доска Miro с заранее прописанным сюжетом игры
2. Кейс для отработки
3. Модератор вебинара — преподаватель
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Применение
Этап по Блуму
Хард-скиллы

Софт-скиллы: работа в команде, управление эмоциями, навыки принятия решений
Какие скиллы развивает
COR
NPS
CSI
Transformation rate или success rate
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Круглый стол
1. Практика
2. Нетворкинг
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Круглый стол — форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются по очереди или в опредёленном порядке.

Задачи инструмента
1. Научить студентов генерировать идеи, не стесняться высказывать свои мысли вслух
2. Научить находить решения под конкретные задачи с конкретными вводными данными
3. Потренироваться в презентации результатов своей работы другим участникам
4. Научить слушать других и конструктивно воспринимать критику

Как организовать круглый стол
Этап 1. До круглого стола
— Определяемся с темой. Для этого стоит узнать у студентов, что их волнует, и предложить несколько вариантов на голосование, чтобы выбрать наиболее актуальный;
— выбираем, как именно будет проводить круглый стол: сколько времени потребуется на проведение, на один вопрос или выступление участника, в какой именно программе он пройдёт: Zoom, Google Meet, Яндекс Телемост;
— выбираем фасилитатора круглого стола, который будет следить за дискуссией и направлять её ход;
— составляем план обсуждения, делаем список вопросов, которые будет предлагать фасилитатор участникам круглого стола;
— знакомим студентов с форматом, чтобы они понимали, что им ожидать от мероприятия. Например, отсутствие эксперта, активное участие в работе, презентацию своих мыслей по теме. Также при необходимости важно дать домашнее задание, что студенты подготовились к круглому столу.

Этап 2. Во время круглого стола
— Фасилитатор последовательно задаёт подготовленные вопросы, следует плану обсуждения;
— в качестве альтернативы можно провести открытый микрофон, где в конце каждого выступления спикер задает дискуссионный вопрос залу. Так начинается круглый стол;
— по желанию можно добавить инструмент рефлексии «Круг, квадрат, треугольник».

Этап 3. После завершения круглого стола
— Собираем обратную связь от участников;
— анализируем обратную связь, делаем выводы о том, какие могут быть доработки и улучшения.
1. Общий документ для сборки предметов обсуждения: Excel, Google Docs, презентация, Яндекс Документы
2. Zoom или российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, VideoMost
3. Включённость куратора, продюсера курса или старшего аспиранта для модерации
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Софт-скиллы: умение генерировать идеи, навыки самопрезентации, гибкость и восприятие критики, навыки убеждения
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
ROTI
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Кейс для групповой работы
1. Нетворкинг
2. Практика
Цель инструмента
Описание
Групповая работа — это совместная работа 3-6 студентов над одним учебным проектом с последующим выступлением перед одногруппниками.

Задачи инструмента
1. Практическая проработка полученных знаний
2. Развитие навыка работы в команде
3. Развитие навыка организации и ведения проектной работы
4. Отработка умения давать обратную связь и выстраивать коммуникацию

Формат
Инструмент подходит для длительных программ. Координатор обучения разделяет студентов по группам, даёт кейс и назначает каждому свою роль для отработки отдельного навыка.

Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы охватить весь учебный материал новой темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирает необходимый материал и представляет его группе. На основе собранных частей формируется общее решение группы. За подготовленный кейс и выступление команды получают групповую оценку.

Время групповой работы даётся пропорционально сложности кейса, но составляет не менее 3 дней — чтобы студенты могли полноценно распределить между собой обязанности и отработать сложности командного взаимодействия.

После выполнения задания студенты презентуют свое решение на вебинаре преподавателю и отвечают на вопросы одногруппников.

Важно
1. Нужно подготовить студентов к работе с точки зрения командной динамики, например, по модели Б. Такмана. Необходимо объяснить, что их ждут этапы конфликтов и падения мотивации. Это поможет сохранить всех участников в проекте и повысить COR
2. Содержание кейса должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения и несовпадение позиций
1. Кейс — желательно из практики эксперта
2. Координатор
3. Модератор
4. Методичка по командной работе
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Асинхронный, синхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Хард-скиллы

Софт-скиллы: работа в команде, умение давать обратную связь, навыки принятия решений
Какие скиллы развивает
COR
NPS
CSI
Transformation rate или success rate
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Групповая подготовка к защите
1. Практика
2. Нетворкинг
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
На итоговых защитах обычно принят формат последовательного выступления. Однако у него есть большой минус — быстрый спад вовлечённости студентов и их последующее отключение от встречи после собственных выступлений.

Групповая подготовка к защите — это работа в группах, вовлекающая всех участников итоговой защиты.

Механика работы
Студенты распределяются на мини-группы с 2−5 участниками и уходят на 15 мин в сессионные залы. Из группы выбирается 1 студент, который будет защищаться в этом раунде. Он кратко презентует свой проект, а одногруппники дают оценку выступлению, задают вопросы, которые может озвучить комиссия, и делятся рекомендациями.

Далее все группы возвращаются в общий сессионный зал, где поочерёдно выступают студенты, решившие защищаться в этом раунде. Потом студенты снова расходятся по залам и выбирают следующего защищающегося. Хакатон длится до тех пор, пока не защитятся все студенты. По итогам каждая команда должна определить лучшего выступающего из команд соперников.
1. Zoom
2. Минимум 4 студента, готовых к защите
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Оценка
Этап по Блуму
Cофт-скиллы: умение давать обратную связь, навыки презентации проектов
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
Количество активных студентов
ROTI
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Баскет-метод
Практика
Цель инструмента
Описание
Баскет-метод (разбор деловых бумаг) — метод оценки и обучения, основанный на имитации реальных рабочих процессов. Студент выполняет роль сотрудника, которому нужно разобрать деловые бумаги и принять конкретные решения на основе их анализа.

Задачи инструмента
1. Повысить активность студентов и вовлечь их в учебный процесс
2. Развить у студентов навыки анализа, принятия решений и прогнозирования результатов
3. Познакомить студентов с правилами ведения документации или рабочими процессами и процедурами

Формат работы
1. Студент знакомится с ролью, которую ему предстоит выполнять: должностные обязанности, процедуры, ресурсы и т. д. Важно соблюсти баланс в её описании — дать полную информацию, необходимую для выполнения задания, но при этом не перегрузить деталями.
2. Студент получает документы для изучения и задание принять решения на их основе. Документы могут быть как структурированными, так и в беспорядке.
3. Организуется встреча студента с тренером/экспертом/проверяющим, на которой студент:
– описывает, как были приняты решения;
– обосновывает их;
– выделяет возможные последствия принятого решения;
– оценивает результат своей работы;
– получает развёрнутую обратную связь: сильные стороны решения, его альтернативы, упущенные возможности, прогноз результатов принятых решений, рекомендации на будущее.

Пример
На курсе «Руководитель отдела продаж» в качестве одного из практических заданий студентам предлагается ситуация: вы первый день в новой должности, и предыдущий руководитель отдела передал вам документы, с которыми предстоит разобраться. Студент получает доступ к почте с неразобранными письмами, ссылки на отчёты и дашборды, заявления и записки от сотрудников, записи в рабочем календаре. Можно предложить также задания принять решение о найме сотрудника, проанализировать метрики для работы с клиентами и определить стратегию повышения лояльности клиентов, найти узкие места в процессе продаж. Учитывайте, что чем больше вводных, тем сложнее задание.

Алгоритм составления задач в баскет-методе
1. Определить задачи, которые студенты должны научиться решать, и необходимые компетенции
2. Собрать документы для решения задач: отчёты, сообщения в мессенджерах, электронная почта, календари, организационные схемы, новостные статьи, планы, штатные расписания, графики обучения, запросы, листовки
3. Написать сценарий ситуации, в которую будут погружены студенты
4. Протестировать задание на нескольких студентах и собрать от них обратную связь
5. При необходимости доработать задачи
6. Провести со студентами встречу-знакомство с баскет-методом, объяснить ход работы и ответить на вопросы
1. Описание ролей для студентов
2. Документы и задачи, приближенные к реальной жизни
3. Инструкции для студентов по выполнению задания
4. Тренер/эксперт/проверяющий
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Хард-скилы

Софт-скиллы: аналитическое мышление, навыки принятия решений, стратегическое мышление, тайм-менеджмент, стрессоустойчивость, многозадачность
Какие скиллы развивает
NPS
ROTI
Transformation rate
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Обратный кейс
Практика
Цель инструмента
Описание
Обратный кейс –– разновидность инструмента, в котором по уже готовому решению нужно установить первоначальные вводные задачи.

Задачи инструмента
1. Развитие у студентов аналитического и критического мышления
2. Развитие креативности
3. Отработка практических навыков

Формат работы
В кейсе предлагаются один или несколько вариантов готовых решений, может быть описан процесс, как они принимались. Задача студентов –– ознакомиться с данными, критически оценить решения, описать данные, которые могли бы быть отправной точкой в принятии решений, а затем предложить альтернативные варианты.

Как и в классических кейсах, важно, чтобы обратный кейс был максимально приближен к реальности. Предлагаемое студентам решение не должно подаваться как единственно правильное — это лишь один из вариантов, который предстоит проанализировать. Возможен формат, когда предлагается некорректный либо провальный вариант решения проблемы. В этом случае надо найти и исправить ошибки.

Пример
После занятии по проведению методического аудита онлайн-курсов студентам предстоит домашнее задание. В их распоряжении документ с результатами аудита и рекомендациями по улучшению одного из курсов. На основе этих данных нужно:
— восстановить вводные данные о курсе: для кого он, какие компетенции развивает, какие учебные цели, структура, форматы практики и теории, особенности контента;
— установить возможные причины заказа аудита;
— предположить, какие метрики курса были низкими;
— предложить альтернативные рекомендации по проблемам, выявленным в аудите.

Тему курса не обязательно раскрывать — студенты могут подумать над названием сами. Такое задание помогает отработать не только необходимые для проведения аудита онлайн-курса навыки, но и повторить уже изученные метрики, форматы контента и модели проектирования.
Кейс: условия задачи и решение
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная, совместная
Вид работы
Синхронный, асинхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Хард-скиллы

Софт-скиллы: аналитическое и критическое мышление, креативность
Какие скиллы развивает
COR
NPS
CSI
Transformation rate или success rate
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Тест наоборот
Практика
Цель инструмента
Описание
Если классический тест включает вопросы и варианты ответа, где нужно выбрать один или несколько правильных, то в тесте наоборот студент должен сам придумать вопрос к изначально заданным вариантам ответа.

Задачи инструмента
1. Помочь студентам качественно изучить отдельные термины и процессы
2. Помочь студентам усвоить материал на более высоком уровне
3. Проверить, как студенты усвоили материал

Чтобы правильно выполнить тест наоборот, студенты должны понимать все предложенные варианты ответа. Тогда они могут сравнивать и выделять важные характеристики.

Пример
Задание по итогам занятия о моделях педагогического дизайна
Составить вопросы к перечню понятий:
1. Анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка
2. ADDIE, SAM, Backward design, ASSURE

Чтобы студенты качественно проработали материал, в тест надо включить информацию, выходящую за рамки простого термина и определения. Например, перечислить характеристики процесса или явления, преимущества или недостатки, функции. В нашем случае можно описать свойства одной из моделей: гибкость, короткие периоды проектирования, итеративный подход — и предложить студентам составить вопрос, ответом на который будут именно эти свойства. Вопросы могут отличаться, их можно обсудить в группе.

Тест наоборот усложняет процесс проверки, так как студенты формулируют развёрнутые вопросы. Поэтому такие задания можно перевести в формат самостоятельного контроля: после ввода своего варианта вопроса студент видит версии однокурсников или варианты, подготовленные методистом и экспертом.
1. Варианты ответов.
2. Вопросы/комментарии к тесту, которые студент увидит после отправки своего варианта.
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная, совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Понимание
Этап по Блуму
Хард-скилы
Какие скиллы развивает
CSI
Retention/конверсии
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Синектика
1. Практика
2. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Синектика — метод поиска решений и изучения нового на основе аналогий. Подойдёт для курсов, где важно научить студентов генерировать креативные решения на основе изученного.

Задачи инструмента
1. Развивать у студентов нестандартное мышление
2. Создать условия для поиска инновационных идей
3. Помочь студентам связать усвоенные ранее факты и личный опыт с новой информацией

Суть метода — найти нестандартное решение сложной проблемы, используя четыре типа аналогий при генерации идей:
1. Прямые аналогии — на что из реального мира похожи объекты, к которым относится проблема.
2. Субъективные — участники представляют себя объектами из задачи или их частью: как можно было бы использовать своё тело для достижения результата.
3. Символические — метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого: как в парадоксальной форме можно определить объект, его суть.
4. Фантастические — представление объектов такими, какими они не являются, но способными решить проблему.

Синектику можно использовать как этап при подготовке студентами групповых проектов или как самостоятельный формат практической групповой работы.

Упрощённый формат групповой работы
1. Объявить проблему, понятие или явление, к которому студенты будут искать аналогии.
2. Предоставить студентам шаблон для заполнения: Four Box Synectics, или «техника четырёх коробок».
3. Разделить студентов на группы по 3–4 человека.
4. Предложить записать в каждую из четырёх частей шаблона название одного предмета. Можно заранее определить категорию, например, домашняя обстановка, животные, продукты питания.
5. Попросить студентов составить как можно больше предложений по модели «... похоже на ..., потому что…» за 3–5 минут, используя основное понятие и записанные слова.
6. Попросить каждую группу выбрать два предложения, которые им больше всего нравятся, чтобы поделиться ими с остальными.

Стандартный формат групповой работы
Формируется группа из 5–7 человек. У всех должен быть примерно одинаковый уровень знаний по предмету, но при этом контрастные психологические типы. В идеале в состав группы нужно включить и более рациональных студентов (полагаются на мышление), и более иррациональных (полагаются на интуицию), а также студентов с выраженной экстраверсией и интроверсией. Управляет синектической группой модератор, который контролирует ход работы и направляет дискуссию. Важно заранее предупредить студентов, что этот вид работы предполагает критику идей.

В ходе работы синектическая группа:
– Знакомится с проблемой, которую предстоит решить, объявляет проблему «как она дана»: содержание и взаимосвязи.
– Формулирует проблему «как её понимают», рассматривает возможность превратить незнакомую проблему в несколько более простых задач. Каждый участник должен предложить одну из целей в решении проблемы.
– Собирает и обсуждает очевидные решения, чтобы исключить их из дальнейшей работы (на этом этапе можно использовать технику мозгового штурма).
– Ищет аналогии. Важным элементом этого этапа будет критическая оценка идей.
– Определяет главные трудности в решении проблемы.
– Формулирует и уточняет возможные решения. Модерация рассуждений группы проводится с использованием наводящих вопросов.

Пример решения, найденного методом синектики
Чипсы Pringles. Задача: исключить необходимость наполнять упаковку для чипсов воздухом. Аналогия: укладка опавших листьев в мешок. Сырые листья мягкие и легко принимают форму соседнего листа — воздуха между ними фактически не остаётся. Решение: смачивание и формовка сухой картофельной муки.
Упрощённый формат работы
1. Шаблон.
2. Время на занятии для генерации и обсуждения идей — 20 минут.

Стандартный формат работы
1. Сформулированные проблемы, которые предстоит решить.
2. Пространство, в котором студенты будут совместно работать.
3. Модератор, который знаком с методом синектики.
4. Активные студенты, которые готовы к критике.
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Создание
Этап по Блуму
Софт-скиллы: умение генерировать идеи, креативность, работа в команде
Какие скиллы развивает
NPS,
Transformation rate
ROTI
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Метафорическая игра
1. Практика
2. Нетворкинг
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Метафорическая игра — разновидность деловой игры, в которой реальная рабочая проблема перекладывается на метафорический сюжет. Метафорой могут служить истории из сказок, легенд и фильмов, которые передают аналогичную проблематику. Этот метод позволяет использовать творческий потенциал студентов, помогает им искать нестандартные решения в проблемной ситуации, избавляться от стереотипного мышления и менять установки.

Задачи инструмента
1. Развивать креативность студентов
2. Снизить тревожность студентов в процессе решения незнакомых проблем
3. Повысить активность и вовлечённость студентов

Алгоритм составления метафорической игры
1. Выбрать проблему и сформулировать её в форме вопроса.
2. Выделить субъектов в проблеме.
3. Описать отношения между субъектами, их интересы и желания.
4. Подобрать пример из сказки, притчи, анекдота, истории, где главные герои связаны похожими взаимоотношениями, мотивацией, интересами, желаниями.
5. Определить количество команд и их названия (команд должно быть столько же, сколько субъектов).
6. Сформулировать задание для команд на основе проблемы.

Формат проведения
На занятии эксперт предлагает решить проблему в процессе метафорической игры. Он делит студентов на команды и каждой даёт задание — работу можно организовать в сессионных залах или в разных зонах онлайн-доски. За 10 минут команды придумывают как можно больше вариантов, принимаются все идеи участников. Затем даётся ещё 10 минут на подготовку презентации идей. В итоге представители каждой команды рассказывают о способах решения проблемы сказочного персонажа.

Эксперт анализирует и сравнивает все варианты и постепенно переходит от метафорической игровой ситуации к реальной жизни. Важно перевести метафору на язык реальности — провести параллели. В финале преподаватель подводит итоги, в которых должна прослеживаться практическая ценность для участников.

Пример
Для студентов курса интернет-маркетологов может быть организована метафорическая игра на занятии по разработке маркетинговой стратегии. Выносится проблема, как маркетологу малоизвестного бренда привлечь клиентов. Тема игры — сказка «Царевна-лягушка». Участников нужно разделить на две команды: Царевны-лягушки и Ивана-царевича. Первая решает проблему маркетолога, вторая — команда покупателей — отвечает на вопрос, при каких условиях Иван-царевич захочет жениться на Лягушке.
1. Эксперт
2. Методист
3. Сценарий метафорической игры
4. Платформа или сервис для организации группового взаимодействия студентов (Zoom, Miro, Google Таблицы и т. д.)
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Софт-скиллы: аналитичекое мышление, креативность, навыки принятия решений
Какие скиллы развивает
NPS
Transformation rate
Количество активных студентов
Посещаемость вебинаров
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Мозговой штурм
1. Практика
2. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Мозговой штурм — это способ поиска нестандартного решения в сложной ситуации на основе стимулирования творческой активности студентов.

Задачи инструмента
1. Развитие креативного мышления
2. Развитие коммуникативных навыков
3. Развитие умения совместно работать в команде

Формат проведения
1. Подготовьтесь. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2–3 дня до его проведения. За это время участники смогут обдумать поднятую проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
2. Определите секретаря, который будет записывать идеи на доске или флипчарте.
3. Создайте участникам ментальное рабочее пространство «здесь и сейчас» и познакомьте всех друг с другом.
4. Определите проблему. Не забывайте подробно описать задачу, например, придумать название новому продукту, повысить продажи в мёртвый сезон, найти новые способы взаимодействия с клиентом. Если тема будет нечёткой, из разряда как повысить продажи, такими будут и идеи.
5. Не подгоняйте студентов и дайте им время собраться с мыслями.
6. Поощряйте каждого. Поддерживайте любые, даже самые безумные идеи.
7. Не собирайте большие группы — их эффективность намного ниже. Оптимальное количество — 5–10 участников.
8. Отсортируйте со студентами все идеи после мозгового штурма. Если реализовать план сложно — вычёркиваем, не хватает ресурсов и нет реальных источников — вычёркиваем, никому не интересно — вычёркиваем. Упорядочивая идеи, можно задать вопросы: Как быстро это можно осуществить? Насколько велика отдача? Просто ли это сделать? Дёшево? Рискованно?

Этапы
1. Подготовка к штурму: определение цели, количества идей и ограничений
2. Генерация идей — 30 мин.
3. Оценка и отбор рабочих вариантов — 30 мин.

Форматы инструмента
1. Письменный: каждый участник мозгового штурма записывает свои идеи в Google Документах, затем студенты меняются, смотрят варианты других, дополняют и развивают их. Такой способ отлично подойдёт тем, кто не может быстро генерировать идеи, стесняется и не любит демонстрировать свои знания напоказ.
2. Устный: классический мозговой штурм, когда идеи предлагают вслух, а затем обсуждают каждую из них. При таком способе в проигрыше остаются интроверты: пока они думают, экстраверты успевают сгенерировать десяток идей.
3. Круговой: все сотрудники садятся в круг и высказываются по очереди. Обязательное условие — пропускать ход нельзя, придумать идею обязан каждый.

7 советов для проведения мозгового штурма
1. У вас должна быть тема и направление. Призыв «Давайте, набрасывайте идеи» точно не простимулирует креатив.
2. Если в команде есть критик, нужно контролировать его активность, не пускать ситуацию на самотёк.
3. Важно донести до студентов, что не стоит зацикливаться на устаревших идеях, которые когда-то сработали.
4. Избегать гиперсерьёзности.
5. Не стоит торопиться завершить мозговой штурм в плане принятия решения или, наоборот, растягивать его.
6. Не стоит собирать в команду конкурирующие звенья компании, когда решения одних могут усложнить жизнь остальным.
7. Постарайтесь организовать всё так, чтобы работа не велась из-под кнута, а собрание не проходило просто для галочки.

Важно
– Поощряйте самые абсурдные идеи
– Все идеи должны быть не просто озвучены, а зафиксированы, например, на доске Miro
– Не допускайте никакой критики
– Изначально поставьте цель на максимально большое количество идей, например, 100
1. Вводные кейса
2. Платформа для совместной работы, например, Miro
3. Модератор штурма
4. Сценарий встречи
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Софт-скиллы: умение генерировать идеи, креативность, умение слушать
Какие скиллы развивает
COR
NPS
CSI
ROTI
Transformation rate
Retention
На какие метрики может влиять
Основная часть, завершение обучения
Этап курса
Peer-to-peer
1. Практика
2. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Peer-to-peer (P2P) — формат практики, при котором студенты оценивают работы своих однокурсников и получают от них обратную связь.

Задачи инструмента
1. Отработка конкретного навыка (доведение до автоматизма)
2. Дополнительные возможности для знакомства и коммуникаций — актуально для асинхронных курсов
3. Развитие умения давать обратную связь и коммуницировать.

Формат работы
Координатор делит студентов на пары. Они выполняют самостоятельное задание с самопроверкой, опубликованное в личном кабинете. После загрузки задания студентам открывается доступ к чеклисту, по которому они проверяют работу свою и нескольких сокурсников. Обычно требуется проверить 1−3 работы. Итоговой будет средняя оценка от всех проверяющих.

Виды заданий для проверки
1. Закрытые: надо выбрать из перечня один или несколько ответов
2. Открытые: надо дать развёрнутый ответ — этот вариант сложнее для организации, так как требует большей проработки инструкции для студентов.

Важно заранее обозначить правила, как давать обратную связь. Это поможет снизить риски неконструктивной критики от студенто и в целом повысить эффективность инструмента. Кроме того, задание и чеклист проверки должны быть составлены так, чтобы исключить двойные трактовки и некорректные прочтения.

На платных курсах P2P следует использовать с осторожностью. Студенты могут воспринять такой формат как экономию средств со стороны организаторов, поэтому важно подготовить студентов, донести до них ценность и образовательную пользу такой формы работы.
1. Домашнее задание
2. Инструкция по проверке работ одногруппников / чеклист проверки
3. Система распределения студентов по парам
Что нужно для реализации
Ссылка на шаблон
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Асинхронный, синхронный
Формат курса
Оценка
Этап по Блуму
Хард-скиллы
Софт-скиллы
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
Количество активных студентов
Retention
На какие метрики может влиять
Основная часть, завершение обучения
Этап курса
Ссылка на пример
Peer 2 Peer University
Практика P2P в СПбГУ
Практика P2P в Школе 21
Tensy — сообщество для организации взаимопроверки заданий
Мобильное приложение Kalpha — приложение для поиска наставников в обучении
Дебаты
1. Нетворкинг
2. Теория
3. Практика
4. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Дебаты — игровая технология, которая предполагает дискуссию между студентами по проблемному вопросу. Этот инструмент обладает мощным образовательным потенциалом, так как требует от студентов творческого подхода и тщательной проработки теоретического материала.

Задачи инструмента
1. Развитие критического мышления
2. Развитие навыка аргументации своей позиции
3. Развитие коммуникативных навыков

Формат проведения
Дебаты могут быть организованы в командном или индивидуальном формате. Организатор озвучивает тему, которая сформулирована как утверждение, например, «интернет-маркетинг не работает для b2b-отрасли». Затем предлагает двум студентам/командам взять на себя роли утверждающей и отрицающей сторон.

Цель обеих сторон — убедить нейтральную третью сторону, что их решение лучше, чем у оппонента. Участники дебатов должны аргументировать судье свою позицию: факты, кейсы, цитаты. Один из приёмов ведения дебатов — перекрёстные вопросы: стороны задают друг другу вопросы, чтобы прояснить позиции.

Перед дебатами важно обозначить принципы, которым должны следовать все участники. Это нужно для создания комфортной и безопасной среды, а также для предотвращения конфликтов.

Принципы
1. Уважение: нельзя переходить на личности, защищая свою позицию или критикуя чужую
2. Честность: подтасовка аргументов неприемлема
3. Отсутствие проигравших: важно обучение, а не победа
1. Методичка по подготовке к дебатам для студентов
2. Модератор/таймкипер (следит за соблюдением тайминга)
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Пример студенческих дебатов из шоу корейской сети вещания Arirang
Онлайн-игры для дебатов от AhaSlides
Использование дебатов на уроках английского от Skyteach
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Оценка
Этап по Блуму
Софт-скиллы
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
ROTI
Retention
На какие метрики может влиять
Основная часть, завершение обучения
Этап курса
Чатбот
1. Теория
2. Практика
3. Сопровождение
4. Мотивация
Цель инструмента
Описание
Чатбот — инструмент, который помогает автоматизировать часть процессов обучения. Программа работает внутри мессенджера или социальной сети, рассылая заранее подготовленные сообщения.

Студент должен подписаться на чатбот или добавить его в контакты, чтобы взаимодействовать с ним. Такую программу можно использовать, чтобы отвечать на вопросы студентов или рассылать им сообщения в запланированное время.

Задачи инструмента
1. Донести до студентов теорию и повторить изученное
2. Сообщить и принять решение дз
3. Уведомить о событиях на курсе
4. Мотивировать студентов на обучение
5. Значительно снять нагрузку с координаторов, аспирантов

Разработывает чатбот программист. Однако на рынке есть конструкторы, которые позволяют создать чатбот без навыков программирования.

Как подготовиться к созданию чатбота:
1. Определите стиль коммуникации (tone of voice), в котором чатбот будет общаться с пользователем. Лучше выбрать неформальный тон общения — используйте эмодзи и разговорные фразы
2. Дайте чатботу имя и выберите аватарку, сделайте его заметным в длинном списке диалогов студентов
3. Составьте схему диалога со всеми возможными ответвлениями — она не должна быть линейной
4. Пропишите для всех элементов схемы подходящие ответы, причём короткие (не более 200 знаков)

После активации чатбот:
— Присылает контент, какого не было на основном курсе
— Присылает тесты и проверяет результат
— Присылает задания
— Рассылает напоминания
— Спрашивает статус
— Принимает вопросы
— Поддерживает и мотивирует
— Зовёт на мероприятия
— Регулярно посылает расписание на неделю
— В закреплённых сообщениях хранится FAQ по обучению и карта курса
— В начале, на экваторе и финише предлагается свериться с картой компетенцией
1. Программист, специалист по разработке чатбота / конструктор чатботов
2. Проработанный сценарий чатбота
3. Запланированный бюджет на реализацию
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Хард-скиллы
Какие скиллы развивает
COR
NPS
CSI
Время выполнения дз
Время прохождения модуля
На какие метрики может влиять
Любой этап
Этап курса
Прогулка
1. Рефлексия
2. Практика
Цель инструмента
Описание
Прогулка — это рефлексивное задание, в основе которого лежит наблюдение и поиск ассоциаций. Обычно студент выполняет его во время любой прогулки, отсюда и название.

Подходит для курсов, в которых студент через взаимодействие с городской средой может понять изучаемые явления. Например, все курсы по дизайну. Но это не значит, что задание подойдёт только для дизайнеров: оно может быть полезно продактам, проджектам, бизнес-аналитикам.
Для этого типа активности нужно составить задание, направленное на исследование и рефлексию, поиск ассоциаций. Обсудим, как это сделать.

Шаг 1
Определить цель. Такие задания могут помочь студенту:
— развить насмотренность;
— понять процессы и алгоритмы, которые в теории выглядят легко, но на практике могут оказаться достаточно сложными и неоднозначными явлениями;
— найти в обыденных вещах необычные фокусы, смотреть на вещи под другим углом.
Шаг 2
Понять, на каком явлении/процессе вы будете фокусировать студента. Например, если это насмотренность, то вы можете попросить студента фокусироваться на композиции, шрифтах, рекламе, опыте пользователя в какой-то конкретной ситуации. Если осмысление процесса — cтуденту важно понять, какой именно это процесс.

Шаг 3
Составьте список опорных вопросов.
Для насмотренности подойдут вопросы, которые помогут определить то, что студенту нравится/не нравится в увиденном, какие чувства это вызывает, почему, с чем ассоциируется, где ещё студент мог такое увидеть, мог бы он использовать это в своей работе.
Для процесса подойдут ассоциативные вопросы: что в увиденном натолкнуло вас на мысль? что это за процесс, почему возникла такая ассоциация? какой аспект вам показался наиболее выраженным/проиллюстрированным? в каком контексте существует этот процесс и найденный вам объект? как вы думаете, что в этом процессе особенно важно? что второстепенно? может ли это меняться в зависимости от контекста?
Для поиска новых смыслов и фокусов выбирайте вопросы, связанные с открытием и наблюдением: что показалось вам похожим на … (явление/процесс, который вы исследуете)? что показалось в этом же объекте непохожим на … (явление/процесс, которые вы исследуете)? как это могло бы относится/быть включено в … (явление/процесс, которые вы исследуете)?
Шаг 4
Выберите определённое количество объектов, которые предстоит студенту проанализировать и зафиксировать. Рекомендуется от 5 до 10 объектов.

Как организовать прогулку
1. Составьте список заданий, которые можно выполнить через наблюдение в городской среде.
2. Попросите студентов сделать кубик с изображением разных направлений — на каждой его грани должна быть нарисована стрелка. Например: на одной грани стрелка вперёд, на другой — влево, на третьей — диагональ из левого нижнего угла в верхний правый. Также можно использовать обычный кубик, например: 1 — идите прямо вперёд, 2 — поверните налево, 3 — поверните направо, 4 — идите вперёд по диагонали налево, 5 — идите вперёд по диагонали направо.
3. Когда студент соберётся на прогулку, попросите взять с собой кубик направлений. Пусть студент определит точку старта, бросит кубик, пройдёт несколько шагов в этом направлении.
3. Попросите студента осмотреться и выполнить задание, которое вы подготовили. Заранее расскажите студенту, где и в каком формате нужно фиксировать свои наблюдения. Например, можно сделать фото, записать текстовые заметки или снять короткое видео.
4. Организуйте пространство, в котором студенты могут поделиться своими наблюдениями и находками. Это может быть чат студентов или онлайн-встреча.
Хорошее приложение для самостоятельных исследований — упор на дизайн w1d1.

Пример задания для студентов курса «Дизайнер интерьера»

Предлагаем выполнить исследовательское задание, которое поможет развить насмотренность.

1. Выберите 5 интересных кафе/кофеен.
2. Посетите их.
3. Проанализируйте свои впечатления от интерьера каждого кафе:
— Что вам напоминает этот интерьер? Какие чувства у вас вызывает?
— Приятно ли вам там находиться? Почему?
— К какому стилю вы могли бы отнести этот интерьер?
— Что вам кажется удачными решениями? Почему?
— Что вы бы изменили в этом интерьере? Почему?
4. Подкрепите свои выводы и наблюдения фотографиями.
5. Загрузите фотографии в студенческий чат и напишите коротко о своих впечатлениях и выводах: какие стили интерьера вы определили для каждой локации, какой интерьер понравился больше и почему.
1. Методист
2. Записанные вопросы/задания для прогулки в любом формате: аудио, текст, видео
3. Пространство для фиксации наблюдений студента. Может быть реализовано в любом удобном формате.
4. Кубик с направлениями (не обязательно)
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Вид работы
Индивидуальная, совместная
Какие скиллы развивает
Хард и софт скиллы
Формат курса
Асинхронный, синхронный
Сложность реализации
На какие метрики может влиять
NPS
CSI
COR модуля
Количество активных студентов
Этап курса
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Любой этап
Генерация идей 1-2-4-всё
1. Нетворкинг
2. Практика
Цель инструмента
Описание
Подойдёт для курсов по развитию творческого мышления, коммуникационным навыкам, лидерству, управлению проектами и любым другим направлениям, где требуется обучение коллективной работе и генерации новых идей.

Задачи инструмента
Методика помогает студентам активно участвовать в обсуждении, выражать свои мысли и идеи, а также учиться работать в команде.

Алгоритм работы
1. Задайте студентам вопрос/тему для размышлений.
2. Дайте время на индивидульную работу — 2−4 минуты на то, чтобы каждый студент зафиксировал свои мысли в общем групповом пространстве.
2. Объедините студентов в пары. Попросите совместить идеи за 2−4 минуты.
3. Объедините пары студентов в четвёрки. Попросите совместить их идеи за 2−4 минуты и зафиксировать отличия и сходства.
4. Объедините четвёрки в восьмёрки или снова создайте большую группу. Спросите студентов: «Какая идея выделилась в вашем разговоре?». Каждая группа поделится одной важной идеей.
Тема: «Как преодолеть страх перед публичными выступлениями»

— Индивидуальная работа. Студенты записывают на листах бумаги методы преодоления страхов, которые они знают.
— Парная работа. Студенты объединяют свои идеи и записывают на новом листе бумаги список из 10 методов управления страхами перед выступлением.
— Групповая работа. Четвёрки объединяют свои идеи и выделяют основные методы, которые записывают на новом листе бумаги. Также они фиксируют отличия и сходства методов.
— Общая работа. Восьмёрки объединяются в одну большую группу, каждая группа представляет свой список методик. В конце обсуждения группы голосуют за самый полный и эффективный список методик.
1. Методист
2. Ведущий образовательного процесса
3. Пространство для фиксации идей
Пример
Что нужно для реализации
Вид работы
Совместная
Какие скиллы развивает
Софт и хард скиллы
Формат курса
Синхронный
Сложность реализации
На какие метрики может влиять
NPS
CSI
Количество активных студентов
Этап курса
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Любой этап
Интеллектуальный спиддейтинг
1. Нетворкинг
2. Практика
Цель инструмента
Описание
Интеллектуальный спиддейтинг — это формат мероприятия, в рамках которого вы можете побеседовать с незнакомыми людьми на различные темы. Он включает в себя 3 раунда, состоящих из мини-лекции от эксперта и блока вопросов с темами для дискуссии между участниками в формате «быстрых знакомств».

Методика подойдёт для курсов по развитию коммуникативных навыков, профессиональной и социальной адаптации, управлению взаимоотношениями и лидерству.

Задачи инструмента
1. Развитие коммуникативных навыков
2. Расширение социальных, профессиональных связей
3. Передача знаний в смешанном формате

Этапы
1. Подготовка: выбор с экспертом темы встречи, обсуждение подтем для мини-лекций, составление пула вопросов.
2. Поиск модератора для контроля соблюдения правил в групповой работе.
3. Раунды: мини-лекция — обсуждение вопросов в парах.

Правила
1. Длительность мини-лекции — 10−15 мин
2. Общее время для обсуждения вопросов в парах — 15 мин
3. Обсуждение вопроса в одной паре — 3 мин
4. Смена пары — смена вопроса

В течение обсуждения смена пары и вопроса происходит 5 раз.

Важно! Чтобы мероприятие не перешло только в формат передачи и обсуждения знаний, модератору стоит напоминать участникам об этапе знакомства и представления друг другу.
1. Спикер
2. Сценарий
3. Модератор
4. Платформа для проведения
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Вид работы
Групповая
Какие скиллы развивает
Софт и хард скиллы
Формат курса
Синхрононый, асинхронный
Сложность реализации
На какие метрики может влиять
NPS
CSI
COR
Этап курса
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Основная часть