Нетворкинг
Развить навык коммуникации и другие софт-скиллы студентов: умение выступать, давать обратную связь, критически мыслить
Выберите интересующий вас инструмент
Знакомство в Miro
Начало обучения
Асинхронный, синхронный
Формат курса
Этап курса
Random Coffee
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Групповая подготовка к защите
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Открытый микрофон
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Основная часть
Асинхронный, синхронный
Формат курса
Этап курса
Постановка цели
Начало обучения
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Бадди-программы
Основная часть
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Онлайн-игра в Miro
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Онлайн-выпускной
Завершение обучения
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Круглый стол
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Нетворкинг-сессия
Начало обучения
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Выставка дипломов
Завершение обучения
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Питчинг
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Аудиоразборы в чате
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Аудиоразборы в чате
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Знакомство в Miro
Начало обучения
Асинхронный, синхронный
Формат курса
Этап курса
Random Coffee
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Групповая подготовка к защите
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Открытый микрофон
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Основная часть
Асинхронный, синхронный
Формат курса
Этап курса
Постановка цели
Начало обучения
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Бадди-программы
Основная часть
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Онлайн-игра в Miro
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Онлайн-выпускной
Завершение обучения
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Круглый стол
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Нетворкинг-сессия
Начало обучения
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Выставка дипломов
Завершение обучения
Асинхронный
Формат курса
Этап курса
Питчинг
Основная часть
Синхронный
Формат курса
Этап курса
Аудиоразборы в чате
1. Теория
2. Рефлексия
3. Сопровождение
4. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Аудиоразборы в чате — это коммуникация между преподавателем и студентами в формате «вопрос-ответ».

Формат аудиоразборов
В определённое время, например, по пятницам с 18:00 до 21:00, студенты могут задать любой вопрос по теме курса преподавателю и получить ответ в формате аудио.

О чём можно спросить
— по теории занятия;
— по выполнению домашнего задания;
— дополнительные вопросы по теме.

Такой формат позволяет разрушить барьер между преподавателем и студентом, сделать общение менее формальным. Также преподавателю будет удобнее ответить, так как для этого не нужен компьютер с доступом в личный кабинет. Такой формат предполагает живое общение, то есть преподавателю не нужно следовать строгим требованиям к содержанию ответа — достаточно просто озвучить свою мысль.
Свободное время эксперта
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Индивидуальная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Знание
Этап по Блуму
COR
NPS
CSI
Количество активных студентов
Время выполнения ДЗ
Количество итераций на ДЗ
Время прохождения модуля
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Хард-скиллы
Какие скиллы развивает
Онлайн-визитка
Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Видеовизитка в формате elevator pitch для онлайн-нетворкинга.

Задачи инструмента
1. Презентовать себя (услугу/продукт) в короткой, но ёмкой форме.
2. Увеличить узнаваемость за счёт распространения визитки в соцсетях.
3. Продвижение личного бренда.
4. Научиться выделять важную инфомарцию и доносить до конечного пользователя.

На что обратить внимание
1. Продолжительность видео 1−3 минуты.
2. Важно ответить на вопросы: кто я? что я делаю? чем могу быть полезен?
3. Название ролика должно соответствовать поисковому запросу, совпадающему с вашей целью: например, «Как найти маркетолога», «Нужны дизайнеры на удалёнку».
4. В тексте под видео укажите своё имя, контактные данные, ссылки на портфолио, резюме и соцсети.
5. Хорошо, если вы сделаете обложку к видео, где текстом продублируете свой целевой запрос. Тогда видео будет выделяться в ленте других роликов и вас будет легче заметить.
6. Попросите зрителей поставить лайк, сделать перепост или переслать ссылку на ваше видео.

Примеры тем, в которых можно задействовать методику
1. Личный бренд. Для повышения узнаваемости в профессиональной сфере.
2. Предпринимательство. Для презентации своей идеи и привлечения инвесторов или клиентов.
3. Коммуникации. Для тренировки навыков эффективной коммуникации и формулирования своих мыслей.
4. Маркетинг. Для продвижения своих продуктов или услуг, чтобы повысить узнаваемость бренда.
5. Поиск работы. Для продвижения своего профессионального опыта и навыков, чтобы привлечь внимание работодателей и увеличить свои шансы на получение работы.
Формула 1. Когда нужно коротко представиться и показать выгоды от работы с вами
—Кто я?
—Что я делаю? В чём ценность моего продукта и для кого он предназначен?
—Какими фактами, цифрами, интересной историей я могу привлечь внимание зрителя?
Пример шаблона
Вид работы
Индивидуальная
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Какие скиллы развивает
Вид инструмента
Домашняя/студийная съёмка
Софт-скиллы
Дополнительный
Формат курса
Синхронный, ассинхронный
Сложность реализации
На какие метрики может влиять
COR
NPS

Этап курса
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Завершение обучения
Формула 2. Когда важно показать экспертность и рассказать, кому нужны ваши услуги и почему вам стоит доверять
—Кто я? Кто мы, что за проект?
—Я помогаю (кому), делать (что)? С помощью чего (как) я это делаю?
—Благодаря работе со мной клиент от (точки А) приходит к (точке Б).
—Я помогаю получить результат благодаря тому, что… (опыт, методика, навыки).

Подробнее в статье
Кросс-курсовые задания
1. Нетворкинг
2. Практика
Цель инструмента
Описание
Для выполнения кросс-групповых заданий нужно объединиться со студентами других курсов. Это даёт возможность попробовать себя в роли постановщиков задач, получить опыт работы с исполнителями и выполнить заказ по техническому заданию.

Например, можно объединить студентов с курсов «SMM-менеджер» и «Коммерческий редактор» в проектные команды.

Задачи инструмента
1. Отработка конкретного практического навыка из скиллсета профессии
2. Отработка софт-скиллов и метанавыков: коммуникация, работа в команде, постановка задачи
1. Общее пространство для общения и отслеживания процесса совместной работы
2. Фреймворк брифа под задачу заказчика
3. Критерии оценки выполненной работы
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Применение
Этап по Блуму
Хард-скиллы

Софт-скиллы: работа в команде, коммуникативные навыки, навыки решения проблем
Какие скиллы развивает
CSI
NPS
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Питчинг
1. Практика
2. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Питчинг — это презентация проекта потенциальным инвесторам.

Инструмент подходит для программ бизнес-направления. Например, «Продакт-менеджмент», «Основы предпринимательства».

Задачи инструмента
1. Развитие презентационных навыков
2. Оттачивание умения выделять главное
3. Отработка умения быстро решать поставленные задачи в условиях ограниченного доступа к инструментам

Формат
Студентам бизнес-направлений предлагается защитить свою идею проекта перед преподавателями в роли инвесторов. Питчинг может стать итоговой работой на курсе или заданием повышенной сложности. На вебинаре студенты делятся на 2 команды, им озвучивают проблему пользователя, которую необходимо решить новым продуктом. Каждая команда должна придумать свою идею продукта и защитить её перед преподавателем.

Тайминг занятия
10 минут — бриф по занятию, деление на команды;
30 минут — команды в комнатах создают стратегию или идею;
10 минут — команды составляют план питчинга;
20 минут — выступают представители команд с презентацией и продажей идеи (на каждое выступление даётся максимум 10 минут);
20 минут — эксперт даёт обратную связь, подводит итоги.

Содержание выступления
1. Рассказ о команде
2. Рассказ о проекте и бизнес-плане
3. Рассказ об инструментах реализации проекта
4. Информация о сроке окупаемости и объёме необходимых средств
5. Аргументация, почему проект должен стать успешным

Презентация к выступлению
1. Титульный слайд с именем спикера и участниками команды
2. Проблема, которую решает продукт
3. Ключевая ценность продукта — желательно в цифрах
4. Прототип иди демоверсия продукта
5. Бизнес-модель*
6. План выхода на рынок*
7. Анализ конкурентов*
8. Команда
9. Финансовый прогноз
10. Использование полученных средств от инвестора

*Дополнительные задания по желанию — на случай, если методист решит проводить полноценную защиту. Тогда время на подготовку и на выступления увеличится.
1. Брифы для команды
2. Шаблон презентации
3. Zoom или российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, VideoMost
4. Модератор
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Создание
Этап по Блуму
Хард-скиллы

Софт-скиллы: навыки презентации проектов, навыки убеждения
Какие скиллы развивает
COR
NPS
CSI
Transformation rate или success rate
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Постановка цели в парах по методу «Стрела»
1. Мотивация
2. Рефлексия
3. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
1. Пространство для совместной работы с заранее подготовленным для студентов шаблоном в Miro или Google Slides
2. Подготовленный для студентов список вопросов для каждого этапа
3. Модератор встречи
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
На вводном вебинаре или первом синхронном занятии важно провести активности, чтобы студенты поставили себе цели на обучение. Метод «Стрела» поможет сделать это в интерактивном формате, а заодно и познакомиться друг с другом.

Алгоритм реализации:
1. Студенты будут работать по парам, поэтому важно, чтобы у них была возможность пообщаться в отдельном пространстве, например, в сессионном зале Zoom. Кроме того, у каждой пары должен быть совместный слайд или часть доски в Miro, где они будут фиксировать ответы друг друга.
2. Перед разделением на пары снабдите студентов списком вопросов, которые они должны будут обсудить, а также шаблоном для заполнения.
3. После того, как студенты разделятся на пары, им нужно будет взять интервью друг у друга.
4. Интервью проводится в 5 этапов, все ответы фиксируются в пространстве для совместной работы: Google Slides, Miro.

Этапы работы
Этап 1. Студент, который проводит интервью, предлагает визуализировать себя через год, задавая вопросы: где и кем вы работаете, как выглядит ваш обычный рабочий день, с чего вы начинаете свой рабочий день, как задачи решаете в течение дня. Таким образом, получается детализированное видение будущего, которое фиксируется в шаблоне, в поле № 1.
Этап 2. Студент отвечает на вопросы: какие ключевые факторы помогут добиться мне такого будущего, что поможет мне реализовать мой план. Ответы фиксируются в поле № 2.
Этап 3. Студенту нужно предположить, какие три фактора могут помешать ему достичь запланированного видения. Ответы фиксируются в поле № 3.
Этап 4. Интервьюер спрашивает, какие шаги студент уже сделал, чтобы приблизить желаемое будущее. Ответы фиксируются в поле № 4.
Этап 5. У студента появляется наглядная картина, где зафиксировано, к чему он стремится и что нужно предпринять, чтобы реализовать планы.
Этап 6. Студенты меняются ролями — тот, кто отвечал на вопросы, становится интервьюером.
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Софт-скиллы: целеполагание, осознанность, умение задавать вопросы
Какие скиллы развивает
COR
Transformation rate
На какие метрики может влиять
Начало обучения
Этап курса
Выставка дипломов
1. Мотивация
2. Нетворкинг
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Доска Miro
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Выставка дипломных работ организуется после проведённых защит. К просмотру можно пригласить экспертов курса для получения объективной оценки и рекомендаций по улучшению проекта. Оставлять комментарии к каждой работе также могут и студенты.

Задачи инструмента
1. Нетворкинг
2. Развитие насмотренности
3. Обмен опытом и достижениями

Для презентации своей работы студентам необходимо заранее заполнить карточку на виртуальной доске (например, Miro).

Структура карточки
— фото и имя;
— описание проекта;
— цели проекта на ближайший год;
— ключевые инструменты, которые я хочу использовать;
— мои KPI (ключевые показатели эффективности);
— ссылка на саму работу.

Можно задать временное ограничение доступа к выставке (например, две недели).
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Оценка
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
умение давать обратную связь, навыки презентации проекта
Какие скиллы развивает
NPS
На какие метрики может влиять
Завершение обучения
Этап курса
Онлайн-выпускной
1. Мотивация
2. Сопровождение
3. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
1. Zoom или российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, VideoMost
2. В зависимости от сценария: Мentimeter, «Колесо фортуны», «Облако тегов»
3. Модератор
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Онлайн-выпускной — встреча студентов с преподавателями и кураторами после проверки дипломов для подведения итогов и постановки плана дальнейшего развития.

Задачи инструмента
1. Нетворкинг
2. Мотивация студентов на продолжение развития
3. Снятие блоков и страхов о «выходе в мир»

Формат
После проверки дипломных работ:
1. Запланируйте дату выпускного вечера и разошлите приглашения студентам. Можно совместить с письмами благодарности и видеопоздравлением от команды курса.
2. Подготовьте программу выпускного. Мы рекомендуем:
— попросить обратную связь об обучении и о преподавателях;
— составить план дальнейшего развития;
— провести весёлый интерактив. Например, угадать настоящие и ложные факты о преподавателях;
— поделиться своими планами по поиску дальнейшей работы;
— заполнить доску благодарностей;
— в качестве дополнения можно проводить активности, разыгрывая скидки, доступы на мини-курсы и другие бонусы. Всё это на усмотрение продюсера курса.
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
NPS
CSI
Transformation rate или success rate
На какие метрики может влиять
Завершение обучения
Этап курса
Нетворкинг-сессия
1. Нетворкинг
2. Мотивация
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Zoom или российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, Видеомост
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Нетворкинг-сессия — это онлайн-встреча всех студентов набора в начале обучения. Дальше программа включает воркшопы, то есть на них должны прийти знакомые друг с другом студенты, которые смогут продуктивно общаться в группе и работать вместе над заданиями.

Задачи инструмента
1. Создать сообщество вовлечённых в коммуникацию друг с другом людей.
2. Сформировать поддерживающую среду. Она поможет повысить посещаемость занятий, преодолеть негативные установки студентов типа «одногруппники всё умеют, а я нет».

Формат
Смысл сессии не просто в знакомстве, она связана и с содержанием курса. Можно добавить в план сессии интерактив на целеполагание: ребята поработают в парах, помогут друг другу поставить цели, понять свои сильные и слабые стороны в выбранной профессии, сфокусироваться на ключевых задачах обучения.

Темы для нетворкинг-сессии
Для новичков:
— Рассказ о себе по определённому алгоритму
— Рассказ о цели обучения на курсе
— Рассказ о своём проекте, если актуально
— Изучение карты компетенций и оценивание себя
— Заполнение слайда о себе по определённому алгоритму. В дальнейшем каждый сможет прочитать информацию об одногруппниках и познакомиться с ребятами, у которых схожие интересы

Для продвинутых студентов:
— Рассказ о себе по определённому алгоритму, например, speed dating
— Рассказ о самом интересном или сложном кейсе из личной практики
— Самый сложный вопрос, на который хотелось бы получить ответ на курсе. Одногруппники пробуют дать ответ или комментарии, но важно вернуться к вопросу уже в конце обучения
— Рассказ о своих профессиональных целях
— Изучение карты компетенций и оценивание друг друга
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Понимание
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
коммуникативные навыки, навыки самопрезентаци
Какие скиллы развивает
NPS
COR
ROTI
На какие метрики может влиять
Начало обучения
Этап курса
Бадди-программы
1. Нетворкинг
2. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
Баддинг — это разновидность наставничества, своеобразная дружеская поддержка новичка.

Задачи инструмента
1. Построить групповую работу и нетворкинг
2. Помочь студентам научиться решать проблемы сообща

Алгоритм введения баддинга
1. Знакомство всей группы на видеозвонке с голосом и видео, чтобы сразу снять напряжение
2. Первичное разделение на пары с помощью модератора и упражнения на знакомство
3. Предоставить пространство для деления на группы (Miro или таблица)
4. Прописать базовые правила в личном кабинете студента и самостоятельное задание для студентов

Что делать с бадди
1. На первой встрече важно поставить цель. Для этого отлично подойдет метод «Стрела»
2. Регулярно созваниваться и обсуждать, чего каждый достиг в обучении или на какой ступеньке остановился
3. Писать мини-отчёты о том, что успел сделать за неделю. И получать такой отчёт от напарника
4. Жаловаться в духе «У меня ничего не получается, я устал» и получить в ответ поддержку. Или поддержать самому, если на этот раз сложности возникли у партнёра
5. Просить совета или разбирать какой-то кейс
6. Готовиться к сдаче модульных и дипломных работ

Принципы баддинга
1. Участники ставят цели, которые хотят достичь в рамках программы. Затем обсуждают условия поддержки друг друга (например, можно попросить бадди не звонить после 20:00)
2. Баддинг — обучающий метод, а не дружеское общение. Поэтому взаимодействие должно решать проблемы и трудности студентов
3. Баддинг не любит советов и ультиматумов. Бадди не должны навязывать друг другу свои взгляды
1. Miro или Google-таблица (российский аналог: Яндекс Таблицы)
2. Zoom (российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, VideoMost).
3. Общий чат в Telegram
4. Малые чаты (Telegram, WhatsApp или другой удобный инструмент)
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Асинхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
коммуникативные навыки, установление межличностных отношений, умение давать обратную связь
Какие скиллы развивает
CSI
COR
NPS
Достижение цели
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Random Coffee
Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Random Coffee — это механика нетворкинга, позволяющая студентам получше узнать друг друга. Проходит в формате онлайн-встреч один на один.

Важно заранее подготовить темы встреч. Это может быть список вопросов, связанных с курсом.

Примеры
1. Проект, над которым вы работаете сейчас
2. Сложности, с которыми вы сталкиваетесь на учёбе
3. Распределение времени во время обучения
Если на вебинарах во время обучения использовался инструмент рефлексии «Круг, квадрат, треугольник», то темы для нетворкинга можно брать оттуда.

Как это работает
1. Для распределения студентов по парам вам потребуется бот в Telegram или в Slack. Вручную это можно сделать с помощью формы регистрации: после получения заявок и определения пар отправьте участникам контакты другу друга.
2. Студенты договариваются о дате и времени звонка, фиксируют в общей таблице. Длительность встречи любая: от 15 минут до нескольких часов. В качестве альтернативы можно рассмотреть переписку в чате.
3. Соберите обратную связь о проведённой встрече. Для этого отправьте опрос и предложите оценить ценность встречи по 5-балльной шкале.

Рекомендуем также предложить студентам ответить на несколько вопросов ниже. Они помогут лучше понять цель нетворкинга и получить максимальную пользу от общения.

— Что хочу получить от своего собеседника?
— Чем могу быть интересен ему?
— Зачем мне это нужно?
— Как смогу использовать контакт в дальнейшем?
1. Telegram-бот или Slack для распределения студентов по парам
2. Список тем для обсуждения
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Применение
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
коммуникативные навыки, умение выстраивать межличностные отношения
Какие скиллы развивает
NPS
COR
ROTI
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Открытый микрофон
1. Нетворкинг
2. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Открытый микрофон — форма публицистической деятельности студентов. Она способствует развитию полемичес­ких навыков, искусства выступать перед аудиторией, рефлексии и критического мышления. В основу выступления студента могут лечь открытые вопросы по теме мероприятия. Например, какие инструменты работают, а какие нет, важен ли этот процесс или можно обойтись без него и так далее.

Задачи инструмента
1. Отработать презентационные навыки.
2. Отработать коммуникационные навыки.
3. Научиться получать и давать обратную связь, задавать вопросы.
4. Нетворкинг.

Формат открытого микрофона
Организаторы обучения готовят список дискуссионных вопросов. Студенты распределяются и выбирают интересующую тему. Спикер готовит презентацию по заданной теме заранее, приводя аргументы в защиту своей позиции. «Зрителями» будут другие участники — одногруппники или студенты смежных профессий. Это могут быть специалисты с опытом или без.

Контролирует тайминг и принимает вопросы зрителей модератор.

После выступления можно организовать дискуссию или дебаты.
В конце следует использовать инструмент рефлексии «Круг, квадрат, треугольник».
1. Тема открытого микрофона
2. Темы выступлений для всех участников
3. Площадка для проведения мероприятия
4. Прогон для всех участников
5. Модератор
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
коммуникатиные навыки, навыки самопрезентации, умение задавать вопросы, умение давать обратную связь
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
ROTI
Количество активных студентов
Процент посещаемости вебинаров
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Знакомство в Miro
Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Многие студенты приходят на онлайн-курс, чтобы расширить круг полезных контактов и развить нетворкинг. Также общение с одногруппниками повышает мотивацию и доходимость до конца курса.

Формат знакомства
Создайте виртуальную доску в любом удобном сервисе и предложите студентам заполнить её фактами о себе. Желательно заранее сделать шаблон с вопросами, на которые будут отвечать участники, и показать пример. Этот способ представления подойдёт как для синхронных, так и для асинхронных курсов.

Можно ввести теги по интересам, чтобы студенты могли легко найти собеседников со схожими увлечениями, а вы — организовывать тематические обсуждения, в том числе в отдельных чатах.

На самопрезентацию отводится время до и несколько дней после старта курса. После доступ к редактированию документа или доски закрывается, но доступ на просмотр остаётся.

Подходит для активной общительной аудитории, предпочтительно с софтовых курсов.
1. Miro
2. Презентация в Power Point: один слайд — один студент
3. Google Jamboard
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Асинхронный, синхронный
Формат курса
Софт-скиллы: навыки самопрезентации, умение выстраивать межличностное взаимодействие
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
Transformation rate или success rate — процент достигших цели
На какие метрики может влиять
Начало обучения
Этап курса
Кейс для групповой работы
1. Нетворкинг
2. Практика
Цель инструмента
Описание
Групповая работа — это совместная работа 3-6 студентов над одним учебным проектом с последующим выступлением перед одногруппниками.

Задачи инструмента
1. Практическая проработка полученных знаний
2. Развитие навыка работы в команде
3. Развитие навыка организации и ведения проектной работы
4. Отработка умения давать обратную связь и выстраивать коммуникацию

Формат
Инструмент подходит для длительных программ. Координатор обучения разделяет студентов по группам, даёт кейс и назначает каждому свою роль для отработки отдельного навыка.

Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы охватить весь учебный материал новой темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирает необходимый материал и представляет его группе. На основе собранных частей формируется общее решение группы. За подготовленный кейс и выступление команды получают групповую оценку.

Время групповой работы даётся пропорционально сложности кейса, но составляет не менее 3 дней — чтобы студенты могли полноценно распределить между собой обязанности и отработать сложности командного взаимодействия.

После выполнения задания студенты презентуют свое решение на вебинаре преподавателю и отвечают на вопросы одногруппников.

Важно
1. Нужно подготовить студентов к работе с точки зрения командной динамики, например, по модели Б. Такмана. Необходимо объяснить, что их ждут этапы конфликтов и падения мотивации. Это поможет сохранить всех участников в проекте и повысить COR
2. Содержание кейса должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения и несовпадение позиций
1. Кейс — желательно из практики эксперта
2. Координатор
3. Модератор
4. Методичка по командной работе
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Асинхронный, синхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Хард-скиллы

Софт-скиллы: работа в команде, умение давать обратную связь, навыки принятия решений
Какие скиллы развивает
COR
NPS
CSI
Transformation rate или success rate
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Онлайн-игра в Miro
1. Практика
2. Нетворкинг
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Онлайн-игра — это совместная групповая работа на виртуальной доске в Miro, в которой заранее подготовлен сценарий. Закрепить новые навыки поможет рефлексия после игры.

Отличия от обычной групповой работы в Miro
1. Задания связаны одной историей, это не отдельные элементы
2. Есть сторителлинг, драматургия, развитие сюжета
3. Квест задизайнен в стиле настольной игры
4. Есть условие выигрыша
5. Есть выбор, интерактивность
6. После игры всегда проводится рефлексия: в чём была основная сложность, какие инсайты?

Задачи инструмента
1. Развитие мягких навыков: управленческих и коммуникативных
2. Отработка навыков
3. Управление эмоциями в ходе командной работы

Элементы онлайн-игры
1. Ключевые действия участников
2. Интерфейс с игровым процессом
3. Сценарий, сюжет игры

Сюжет игры разрабатываем по обратному дизайну
1. Определяем, какой опыт мы хотим передать студенту
2. Проектируем действия студента
3. Определяем элементы игры, которые закроют действия

Примеры навыков, которые можно отработать в игре
— работа с заказчиком;
— деловые переговоры;
— открытие своего бизнеса.
1. Виртуальная доска Miro с заранее прописанным сюжетом игры
2. Кейс для отработки
3. Модератор вебинара — преподаватель
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Применение
Этап по Блуму
Хард-скиллы

Софт-скиллы: работа в команде, управление эмоциями, навыки принятия решений
Какие скиллы развивает
COR
NPS
CSI
Transformation rate или success rate
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Групповая подготовка к защите
1. Практика
2. Нетворкинг
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
На итоговых защитах обычно принят формат последовательного выступления. Однако у него есть большой минус — быстрый спад вовлечённости студентов и их последующее отключение от встречи после собственных выступлений.

Групповая подготовка к защите — это работа в группах, вовлекающая всех участников итоговой защиты.

Механика работы
Студенты распределяются на мини-группы с 2−5 участниками и уходят на 15 мин в сессионные залы. Из группы выбирается 1 студент, который будет защищаться в этом раунде. Он кратко презентует свой проект, а одногруппники дают оценку выступлению, задают вопросы, которые может озвучить комиссия, и делятся рекомендациями.

Далее все группы возвращаются в общий сессионный зал, где поочерёдно выступают студенты, решившие защищаться в этом раунде. Потом студенты снова расходятся по залам и выбирают следующего защищающегося. Хакатон длится до тех пор, пока не защитятся все студенты. По итогам каждая команда должна определить лучшего выступающего из команд соперников.
1. Zoom
2. Минимум 4 студента, готовых к защите
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Оценка
Этап по Блуму
Cофт-скиллы: умение давать обратную связь, навыки презентации проектов
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
Количество активных студентов
ROTI
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Круглый стол
1. Практика
2. Нетворкинг
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Круглый стол — форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются по очереди или в опредёленном порядке.

Задачи инструмента
1. Научить студентов генерировать идеи, не стесняться высказывать свои мысли вслух
2. Научить находить решения под конкретные задачи с конкретными вводными данными
3. Потренироваться в презентации результатов своей работы другим участникам
4. Научить слушать других и конструктивно воспринимать критику

Как организовать круглый стол
Этап 1. До круглого стола
— Определяемся с темой. Для этого стоит узнать у студентов, что их волнует, и предложить несколько вариантов на голосование, чтобы выбрать наиболее актуальный;
— выбираем, как именно будет проводить круглый стол: сколько времени потребуется на проведение, на один вопрос или выступление участника, в какой именно программе он пройдёт: Zoom, Google Meet, Яндекс Телемост;
— выбираем фасилитатора круглого стола, который будет следить за дискуссией и направлять её ход;
— составляем план обсуждения, делаем список вопросов, которые будет предлагать фасилитатор участникам круглого стола;
— знакомим студентов с форматом, чтобы они понимали, что им ожидать от мероприятия. Например, отсутствие эксперта, активное участие в работе, презентацию своих мыслей по теме. Также при необходимости важно дать домашнее задание, что студенты подготовились к круглому столу.

Этап 2. Во время круглого стола
— Фасилитатор последовательно задаёт подготовленные вопросы, следует плану обсуждения;
— в качестве альтернативы можно провести открытый микрофон, где в конце каждого выступления спикер задает дискуссионный вопрос залу. Так начинается круглый стол;
— по желанию можно добавить инструмент рефлексии «Круг, квадрат, треугольник».

Этап 3. После завершения круглого стола
— Собираем обратную связь от участников;
— анализируем обратную связь, делаем выводы о том, какие могут быть доработки и улучшения.
1. Общий документ для сборки предметов обсуждения: Excel, Google Docs, презентация, Яндекс Документы
2. Zoom или российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, VideoMost
3. Включённость куратора, продюсера курса или старшего аспиранта для модерации
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Софт-скиллы: умение генерировать идеи, навыки самопрезентации, гибкость и восприятие критики, навыки убеждения
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
ROTI
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Мастермайнд-сессии
1. Мотивация
2. Нетворкинг
3. Практика
4. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Мастермайд — совместная работа, где студенты помогают друг другу в достижении личных целей, обмениваясь опытом, идеями и поддержкой. Часто студенты во время обучения сталкиваются с трудностями и задаются вопросами: Как распределять нагрузку и не свалиться под ворохом самых разных задач? Правильно ли я применяю знания? Всё ли у меня получается? Как делают другие и могу ли я у них что-то перенять?

Многим студентам страшно прийти с этими вопросами к эксперту или координатору: они боятся столкнуться с критикой и упрёками. В таких ситуациях отлично поможет мастермайд

Задачи инструмента
1. Научить студентов открыто обсуждать рабочие проблемы друг с другом
2. Показать студентам пользу комплексного подхода к проблеме

Принципы
— Активное участие
— Тайминг
— Отсутствие пропусков
— Конфиденциальность
— Честность и открытость
— Взаимная поддержка
— Другие точки зрения
— Ресурсы, нетворкинг, продвижение

Как подготовиться
1. Подобрать эксперта по теме, который бы умел создать благоприятную обстановку для общения.
2. Выдать студентам за 1–2 дня до встречи шаблон для заполнения кейсов.

Ко времени проведения мастермайнд-сессии студенты уже должны быть знакомы между собой (в идеале — уже работавшие вместе в группах или на воркшопах).

Как проводить мастермайнд
1. Заранее согласуйте тему сессии, например, «Практические задания». Выдайте студентам шаблон для заполнения кейсов (своих проблем или вопросов по теме).
2. Ведущий в начале онлайн-сессии ещё раз проговаривает правила работы: озвучиваем свой кейс и основные проблемы — каждый из участников сессии должен дать свой совет, высказать мнение. Ведущий суммирует решения и помогает их приоритизировать для дальнейшего внедрения. Встречи должны носить регулярный характер и не прекращаться после завершения курса.
1. Zoom (российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, VideoMost)
2. Инструмент для презентации своего проекта (Miro, Google Таблица, презентация, Яндекс Документы и т. д)
3. Шаблон для заполнения кейсов
4. Модератор — командный лидер, который удерживает группу в заданных рамках обсуждений, контролирует процесс встреч и прогресс участников, следит за развитием группы
5. Эксперт (если модератор сам не является экспертом)
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Оценка
Этап по Блуму
Софт-скиллы:
коммуникативные навыки, умение анализировать ситуацию, умение генерировать идеи
Какие скиллы развивает
Процент усвоенной информации (PULI)
COR
Количество активных студентов
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Синектика
1. Практика
2. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Синектика — метод поиска решений и изучения нового на основе аналогий. Подойдёт для курсов, где важно научить студентов генерировать креативные решения на основе изученного.

Задачи инструмента
1. Развивать у студентов нестандартное мышление
2. Создать условия для поиска инновационных идей
3. Помочь студентам связать усвоенные ранее факты и личный опыт с новой информацией

Суть метода — найти нестандартное решение сложной проблемы, используя четыре типа аналогий при генерации идей:
1. Прямые аналогии — на что из реального мира похожи объекты, к которым относится проблема.
2. Субъективные — участники представляют себя объектами из задачи или их частью: как можно было бы использовать своё тело для достижения результата.
3. Символические — метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого: как в парадоксальной форме можно определить объект, его суть.
4. Фантастические — представление объектов такими, какими они не являются, но способными решить проблему.

Синектику можно использовать как этап при подготовке студентами групповых проектов или как самостоятельный формат практической групповой работы.

Упрощённый формат групповой работы
1. Объявить проблему, понятие или явление, к которому студенты будут искать аналогии.
2. Предоставить студентам шаблон для заполнения: Four Box Synectics, или «техника четырёх коробок».
3. Разделить студентов на группы по 3–4 человека.
4. Предложить записать в каждую из четырёх частей шаблона название одного предмета. Можно заранее определить категорию, например, домашняя обстановка, животные, продукты питания.
5. Попросить студентов составить как можно больше предложений по модели «... похоже на ..., потому что…» за 3–5 минут, используя основное понятие и записанные слова.
6. Попросить каждую группу выбрать два предложения, которые им больше всего нравятся, чтобы поделиться ими с остальными.

Стандартный формат групповой работы
Формируется группа из 5–7 человек. У всех должен быть примерно одинаковый уровень знаний по предмету, но при этом контрастные психологические типы. В идеале в состав группы нужно включить и более рациональных студентов (полагаются на мышление), и более иррациональных (полагаются на интуицию), а также студентов с выраженной экстраверсией и интроверсией. Управляет синектической группой модератор, который контролирует ход работы и направляет дискуссию. Важно заранее предупредить студентов, что этот вид работы предполагает критику идей.

В ходе работы синектическая группа:
– Знакомится с проблемой, которую предстоит решить, объявляет проблему «как она дана»: содержание и взаимосвязи.
– Формулирует проблему «как её понимают», рассматривает возможность превратить незнакомую проблему в несколько более простых задач. Каждый участник должен предложить одну из целей в решении проблемы.
– Собирает и обсуждает очевидные решения, чтобы исключить их из дальнейшей работы (на этом этапе можно использовать технику мозгового штурма).
– Ищет аналогии. Важным элементом этого этапа будет критическая оценка идей.
– Определяет главные трудности в решении проблемы.
– Формулирует и уточняет возможные решения. Модерация рассуждений группы проводится с использованием наводящих вопросов.

Пример решения, найденного методом синектики
Чипсы Pringles. Задача: исключить необходимость наполнять упаковку для чипсов воздухом. Аналогия: укладка опавших листьев в мешок. Сырые листья мягкие и легко принимают форму соседнего листа — воздуха между ними фактически не остаётся. Решение: смачивание и формовка сухой картофельной муки.
Упрощённый формат работы
1. Шаблон.
2. Время на занятии для генерации и обсуждения идей — 20 минут.

Стандартный формат работы
1. Сформулированные проблемы, которые предстоит решить.
2. Пространство, в котором студенты будут совместно работать.
3. Модератор, который знаком с методом синектики.
4. Активные студенты, которые готовы к критике.
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Создание
Этап по Блуму
Софт-скиллы: умение генерировать идеи, креативность, работа в команде
Какие скиллы развивает
NPS,
Transformation rate
ROTI
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Метафорическая игра
1. Практика
2. Нетворкинг
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Метафорическая игра — разновидность деловой игры, в которой реальная рабочая проблема перекладывается на метафорический сюжет. Метафорой могут служить истории из сказок, легенд и фильмов, которые передают аналогичную проблематику. Этот метод позволяет использовать творческий потенциал студентов, помогает им искать нестандартные решения в проблемной ситуации, избавляться от стереотипного мышления и менять установки.

Задачи инструмента
1. Развивать креативность студентов
2. Снизить тревожность студентов в процессе решения незнакомых проблем
3. Повысить активность и вовлечённость студентов

Алгоритм составления метафорической игры
1. Выбрать проблему и сформулировать её в форме вопроса.
2. Выделить субъектов в проблеме.
3. Описать отношения между субъектами, их интересы и желания.
4. Подобрать пример из сказки, притчи, анекдота, истории, где главные герои связаны похожими взаимоотношениями, мотивацией, интересами, желаниями.
5. Определить количество команд и их названия (команд должно быть столько же, сколько субъектов).
6. Сформулировать задание для команд на основе проблемы.

Формат проведения
На занятии эксперт предлагает решить проблему в процессе метафорической игры. Он делит студентов на команды и каждой даёт задание — работу можно организовать в сессионных залах или в разных зонах онлайн-доски. За 10 минут команды придумывают как можно больше вариантов, принимаются все идеи участников. Затем даётся ещё 10 минут на подготовку презентации идей. В итоге представители каждой команды рассказывают о способах решения проблемы сказочного персонажа.

Эксперт анализирует и сравнивает все варианты и постепенно переходит от метафорической игровой ситуации к реальной жизни. Важно перевести метафору на язык реальности — провести параллели. В финале преподаватель подводит итоги, в которых должна прослеживаться практическая ценность для участников.

Пример
Для студентов курса интернет-маркетологов может быть организована метафорическая игра на занятии по разработке маркетинговой стратегии. Выносится проблема, как маркетологу малоизвестного бренда привлечь клиентов. Тема игры — сказка «Царевна-лягушка». Участников нужно разделить на две команды: Царевны-лягушки и Ивана-царевича. Первая решает проблему маркетолога, вторая — команда покупателей — отвечает на вопрос, при каких условиях Иван-царевич захочет жениться на Лягушке.
1. Эксперт
2. Методист
3. Сценарий метафорической игры
4. Платформа или сервис для организации группового взаимодействия студентов (Zoom, Miro, Google Таблицы и т. д.)
Что нужно для реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Софт-скиллы: аналитичекое мышление, креативность, навыки принятия решений
Какие скиллы развивает
NPS
Transformation rate
Количество активных студентов
Посещаемость вебинаров
На какие метрики может влиять
Основная часть
Этап курса
Мозговой штурм
1. Практика
2. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Мозговой штурм — это способ поиска нестандартного решения в сложной ситуации на основе стимулирования творческой активности студентов.

Задачи инструмента
1. Развитие креативного мышления
2. Развитие коммуникативных навыков
3. Развитие умения совместно работать в команде

Формат проведения
1. Подготовьтесь. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2–3 дня до его проведения. За это время участники смогут обдумать поднятую проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
2. Определите секретаря, который будет записывать идеи на доске или флипчарте.
3. Создайте участникам ментальное рабочее пространство «здесь и сейчас» и познакомьте всех друг с другом.
4. Определите проблему. Не забывайте подробно описать задачу, например, придумать название новому продукту, повысить продажи в мёртвый сезон, найти новые способы взаимодействия с клиентом. Если тема будет нечёткой, из разряда как повысить продажи, такими будут и идеи.
5. Не подгоняйте студентов и дайте им время собраться с мыслями.
6. Поощряйте каждого. Поддерживайте любые, даже самые безумные идеи.
7. Не собирайте большие группы — их эффективность намного ниже. Оптимальное количество — 5–10 участников.
8. Отсортируйте со студентами все идеи после мозгового штурма. Если реализовать план сложно — вычёркиваем, не хватает ресурсов и нет реальных источников — вычёркиваем, никому не интересно — вычёркиваем. Упорядочивая идеи, можно задать вопросы: Как быстро это можно осуществить? Насколько велика отдача? Просто ли это сделать? Дёшево? Рискованно?

Этапы
1. Подготовка к штурму: определение цели, количества идей и ограничений
2. Генерация идей — 30 мин.
3. Оценка и отбор рабочих вариантов — 30 мин.

Форматы инструмента
1. Письменный: каждый участник мозгового штурма записывает свои идеи в Google Документах, затем студенты меняются, смотрят варианты других, дополняют и развивают их. Такой способ отлично подойдёт тем, кто не может быстро генерировать идеи, стесняется и не любит демонстрировать свои знания напоказ.
2. Устный: классический мозговой штурм, когда идеи предлагают вслух, а затем обсуждают каждую из них. При таком способе в проигрыше остаются интроверты: пока они думают, экстраверты успевают сгенерировать десяток идей.
3. Круговой: все сотрудники садятся в круг и высказываются по очереди. Обязательное условие — пропускать ход нельзя, придумать идею обязан каждый.

7 советов для проведения мозгового штурма
1. У вас должна быть тема и направление. Призыв «Давайте, набрасывайте идеи» точно не простимулирует креатив.
2. Если в команде есть критик, нужно контролировать его активность, не пускать ситуацию на самотёк.
3. Важно донести до студентов, что не стоит зацикливаться на устаревших идеях, которые когда-то сработали.
4. Избегать гиперсерьёзности.
5. Не стоит торопиться завершить мозговой штурм в плане принятия решения или, наоборот, растягивать его.
6. Не стоит собирать в команду конкурирующие звенья компании, когда решения одних могут усложнить жизнь остальным.
7. Постарайтесь организовать всё так, чтобы работа не велась из-под кнута, а собрание не проходило просто для галочки.

Важно
– Поощряйте самые абсурдные идеи
– Все идеи должны быть не просто озвучены, а зафиксированы, например, на доске Miro
– Не допускайте никакой критики
– Изначально поставьте цель на максимально большое количество идей, например, 100
1. Вводные кейса
2. Платформа для совместной работы, например, Miro
3. Модератор штурма
4. Сценарий встречи
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Анализ
Этап по Блуму
Софт-скиллы: умение генерировать идеи, креативность, умение слушать
Какие скиллы развивает
COR
NPS
CSI
ROTI
Transformation rate
Retention
На какие метрики может влиять
Основная часть, завершение обучения
Этап курса
Peer-to-peer
1. Практика
2. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Peer-to-peer (P2P) — формат практики, при котором студенты оценивают работы своих однокурсников и получают от них обратную связь.

Задачи инструмента
1. Отработка конкретного навыка (доведение до автоматизма)
2. Дополнительные возможности для знакомства и коммуникаций — актуально для асинхронных курсов
3. Развитие умения давать обратную связь и коммуницировать.

Формат работы
Координатор делит студентов на пары. Они выполняют самостоятельное задание с самопроверкой, опубликованное в личном кабинете. После загрузки задания студентам открывается доступ к чеклисту, по которому они проверяют работу свою и нескольких сокурсников. Обычно требуется проверить 1−3 работы. Итоговой будет средняя оценка от всех проверяющих.

Виды заданий для проверки
1. Закрытые: надо выбрать из перечня один или несколько ответов
2. Открытые: надо дать развёрнутый ответ — этот вариант сложнее для организации, так как требует большей проработки инструкции для студентов.

Важно заранее обозначить правила, как давать обратную связь. Это поможет снизить риски неконструктивной критики от студенто и в целом повысить эффективность инструмента. Кроме того, задание и чеклист проверки должны быть составлены так, чтобы исключить двойные трактовки и некорректные прочтения.

На платных курсах P2P следует использовать с осторожностью. Студенты могут воспринять такой формат как экономию средств со стороны организаторов, поэтому важно подготовить студентов, донести до них ценность и образовательную пользу такой формы работы.
1. Домашнее задание
2. Инструкция по проверке работ одногруппников / чеклист проверки
3. Система распределения студентов по парам
Что нужно для реализации
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Peer 2 Peer University
Практика P2P в СПбГУ
Практика P2P в Школе 21
Tensy — сообщество для организации взаимопроверки заданий
Мобильное приложение Kalpha — приложение для поиска наставников в обучении
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Асинхронный, синхронный
Формат курса
Оценка
Этап по Блуму
Хард-скиллы
Софт-скиллы
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
Количество активных студентов
Retention
На какие метрики может влиять
Основная часть, завершение обучения
Этап курса
Дебаты
1. Нетворкинг
2. Теория
3. Практика
4. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Дебаты — игровая технология, которая предполагает дискуссию между студентами по проблемному вопросу. Этот инструмент обладает мощным образовательным потенциалом, так как требует от студентов творческого подхода и тщательной проработки теоретического материала.

Задачи инструмента
1. Развитие критического мышления
2. Развитие навыка аргументации своей позиции
3. Развитие коммуникативных навыков

Формат проведения
Дебаты могут быть организованы в командном или индивидуальном формате. Организатор озвучивает тему, которая сформулирована как утверждение, например, «интернет-маркетинг не работает для b2b-отрасли». Затем предлагает двум студентам/командам взять на себя роли утверждающей и отрицающей сторон.

Цель обеих сторон — убедить нейтральную третью сторону, что их решение лучше, чем у оппонента. Участники дебатов должны аргументировать судье свою позицию: факты, кейсы, цитаты. Один из приёмов ведения дебатов — перекрёстные вопросы: стороны задают друг другу вопросы, чтобы прояснить позиции.

Перед дебатами важно обозначить принципы, которым должны следовать все участники. Это нужно для создания комфортной и безопасной среды, а также для предотвращения конфликтов.

Принципы
1. Уважение: нельзя переходить на личности, защищая свою позицию или критикуя чужую
2. Честность: подтасовка аргументов неприемлема
3. Отсутствие проигравших: важно обучение, а не победа
1. Методичка по подготовке к дебатам для студентов
2. Модератор/таймкипер (следит за соблюдением тайминга)
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Ссылка на пример
Пример студенческих дебатов из шоу корейской сети вещания Arirang
Онлайн-игры для дебатов от AhaSlides
Использование дебатов на уроках английского от Skyteach
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Сложность реализации
Совместная
Вид работы
Синхронный
Формат курса
Оценка
Этап по Блуму
Софт-скиллы
Какие скиллы развивает
NPS
CSI
ROTI
Retention
На какие метрики может влиять
Основная часть, завершение обучения
Этап курса
Метод принятия решений «Near and Dear»
Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Метод принятия решений «Near and Dear» — это фрейм для студентов, который поможет принимать командные решения. Метод подходит для групповых заданий и проектов.
Поделитесь фреймом со студентами в любом формате: файлом в чате, расскажите про него на онлайн-занятии до начала работы над проектом.

Алгоритм работы с фреймом
0. Сначала каждый участник должен взять на себя обязательство оценить свою долю участия в решении и дать честную оценку важности этого решения для него.
1. Опишите решение, которое вам нужно принять. Например, нужно выбрать тему для исследовательского проекта в группе.
2. Оцените, насколько вам небезразличен результат от 1 до 10, и поделитесь с группой (1 — не важно, 10 — очень важно). Пусть каждый участник напишет на бумаге (или в заметках) оценку и своё обоснование. Затем оценки показываются всей команде и озвучиваются.

Пример:
А: Я очень хочу исследовать тему, связанную с моей будущей профессией. Для меня это 9.
В: Я предпочитаю тему, которая связана с моими личными интересами. Для меня это 8.
C: Мне важно выбрать тему, которая будет полезна для моего будущего образования. Для меня это 7.

3. По умолчанию, те, у кого более высокий рейтинг, принимают решение первыми.
В примере с выбором темы: поскольку это наиболее важно для А, этот человек выбирает тему.

Что делать, если есть одинаковые оценки
1. Понять, могут ли два человека (или несколько человек сразу) принять это решение.
2. Если нет, выбрать метод жребия: любой, на который согласится команда. И с помощью него расставить приоритеты участников с одинаковыми оценками.
1. Задание на выбор направления для учебного проекта: студенты должны оценить важность выбора темы для них и представить свои оценки группе. Затем группе нужно принять решение, опираясь на оценки и приоритеты участников.

2. Задание на планирование мероприятия: студентам предлагается спланировать мероприятие в группе, например, онлайн-выпускной. Нужно оценить важность различных аспектов мероприятия для них и представить свои оценки группе. Затем группа принимает решение, опираясь на оценки и приоритеты участников.

3. Задание на распределение ролей в проекте. Студенты оценивают важность различных качеств кандидатов для выполнения ролей и представляют свои оценки группе. Затем группа принимает решение, опираясь на оценки и приоритеты участников.
1. Методист
2. Инструкция для студентов. Лучше, если она будет оформлена в полноценный фрейм с полями для фиксации оценок
3. Место для фиксации оценок по важности решения
Пример
Что нужно для реализации
Вид работы
Совместная
Вид инструмента
Дополнительный
Какие скиллы развивает
Софт-скиллы
Формат курса
Синхронный
Сложность реализации
На какие метрики может влиять
NPS
CSI
Количество активных студентов
Этап курса
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Любой
Генерация идей 1-2-4-всё
1. Нетворкинг
2. Практика
Цель инструмента
Описание
Подойдёт для курсов по развитию творческого мышления, коммуникационным навыкам, лидерству, управлению проектами и любым другим направлениям, где требуется обучение коллективной работе и генерации новых идей.

Задачи инструмента
Методика помогает студентам активно участвовать в обсуждении, выражать свои мысли и идеи, а также учиться работать в команде.

Алгоритм работы
1. Задайте студентам вопрос/тему для размышлений.
2. Дайте время на индивидульную работу — 2−4 минуты на то, чтобы каждый студент зафиксировал свои мысли в общем групповом пространстве.
2. Объедините студентов в пары. Попросите совместить идеи за 2−4 минуты.
3. Объедините пары студентов в четвёрки. Попросите совместить их идеи за 2−4 минуты и зафиксировать отличия и сходства.
4. Объедините четвёрки в восьмёрки или снова создайте большую группу. Спросите студентов: «Какая идея выделилась в вашем разговоре?». Каждая группа поделится одной важной идеей.
Тема: «Как преодолеть страх перед публичными выступлениями»

— Индивидуальная работа. Студенты записывают на листах бумаги методы преодоления страхов, которые они знают.
— Парная работа. Студенты объединяют свои идеи и записывают на новом листе бумаги список из 10 методов управления страхами перед выступлением.
— Групповая работа. Четвёрки объединяют свои идеи и выделяют основные методы, которые записывают на новом листе бумаги. Также они фиксируют отличия и сходства методов.
— Общая работа. Восьмёрки объединяются в одну большую группу, каждая группа представляет свой список методик. В конце обсуждения группы голосуют за самый полный и эффективный список методик.
1. Методист
2. Ведущий образовательного процесса
3. Пространство для фиксации идей
Пример
Что нужно для реализации
Вид работы
Совместная
Какие скиллы развивает
Софт и хард скиллы
Формат курса
Синхронный
Сложность реализации
На какие метрики может влиять
NPS
CSI
Количество активных студентов
Этап курса
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Любой этап
Интеллектуальный спиддейтинг
1. Нетворкинг
2. Практика
Цель инструмента
Описание
Интеллектуальный спиддейтинг — это формат мероприятия, в рамках которого вы можете побеседовать с незнакомыми людьми на различные темы. Он включает в себя 3 раунда, состоящих из мини-лекции от эксперта и блока вопросов с темами для дискуссии между участниками в формате «быстрых знакомств».

Методика подойдёт для курсов по развитию коммуникативных навыков, профессиональной и социальной адаптации, управлению взаимоотношениями и лидерству.

Задачи инструмента
1. Развитие коммуникативных навыков
2. Расширение социальных, профессиональных связей
3. Передача знаний в смешанном формате

Этапы
1. Подготовка: выбор с экспертом темы встречи, обсуждение подтем для мини-лекций, составление пула вопросов.
2. Поиск модератора для контроля соблюдения правил в групповой работе.
3. Раунды: мини-лекция — обсуждение вопросов в парах.

Правила
1. Длительность мини-лекции — 10−15 мин
2. Общее время для обсуждения вопросов в парах — 15 мин
3. Обсуждение вопроса в одной паре — 3 мин
4. Смена пары — смена вопроса

В течение обсуждения смена пары и вопроса происходит 5 раз.

Важно! Чтобы мероприятие не перешло только в формат передачи и обсуждения знаний, модератору стоит напоминать участникам об этапе знакомства и представления друг другу.
1. Спикер
2. Сценарий
3. Модератор
4. Платформа для проведения
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Вид работы
Групповая
Какие скиллы развивает
Софт и хард скиллы
Формат курса
Синхрононый, асинхронный
Сложность реализации
На какие метрики может влиять
NPS
CSI
COR
Этап курса
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Основная часть