Екатерина Чегодаева
Account Director в Nectarin Digital Agency
Наталья Мойола
CMO Skysmart, former CMO Skyeng
В 2019 году обучение маркетингу заняло у россиян второе место среди всего дополнительного образования. Они потратили на обучение маркетингу 2,7 млрд ₽ в год.
Юлия Спиридонова-Микеда
Соосновательница Нетологии
Антон Астафуров
Операционный менеджер в TikTok
Олег Гошко
СMO онлайн-института психологии Smart
Оксана Гаврилина
Руководитель медианаправления Crocus Group
Стратегия воспринималась как план действий, от которого нельзя отойти.
Хорошая стратегия должна быстро адаптироваться под изменения.
Возникает вопрос: если мы спланировали стратегию на 5 лет, а мир настолько быстро меняется, должны ли мы её придерживаться? Ответ: придерживаться должны, но нужно адаптироваться с учётом быстрых изменений.
Возьмём сервис доставки продуктов «Утконос», который всю жизнь доставлял продукты за три дня. Но пришли другие игроки, которые доставляют еду за 7 минут. Должен ли «Утконос» пересматривать свою коммуникационную и бизнес-стратегию? На мой взгляд, должен.
Иван Корчагин
CMO группы компаний CRAFTER
Что глобально изменилось за 10 лет. Было/стало
Раньше креатив был интуитивный: он нравился создателям, и они предполагали, что он должен понравиться людям. Потом нарастал тренд на data based креатив.
Сейчас маркетологи научились работать между — использовать данные для поиска инсайтов, но опираться на интуицию для разработки самого креатива.
При планировании бюджета на продвижение маркетологи считали стоимость медиапоказателей каждого канала — в основном они базировались на предполагаемом охвате и частоте контакта. Никто не гарантировал, что впоследствии пользователи, которые контактировали с рекламой, станут клиентами.
Сегодня бренды в различных долях распределяют свои бюджеты на branding marketing и performance marketing. Конечно, есть компании, которые работают только на измеримые результаты или только на охваты. Но лучше всего работает микс этих направлений.
Есть определённый порог в performance, переступая который, бюджет начинает выгорать. Становится очень сложно добирать ёмкость заказов одним и тем же инструментарием, стоимость за лид растёт. Поэтому эффективнее будет привлечь по верхнему уровню воронки новых людей, а с этим лучше справляются охватные кампании.
Екатерина Чегодаева
Account Director в Nectarin Digital Agency
Системы аналитики, работа с атрибуцией
Определить, какой именно канал принёс больше прибыли, было практически невозможно. Использовались разные методы: разделение кампаний по времени, опросы клиентов, разные промокоды в каналах, но все результаты были достаточно условными. Потом стали использовать встроенные системы аналитики вроде Яндекс.Метрики, и этого хватало.
Компании чаще переходят на кастомные системы аналитики. Встроенные системы могут не показать всей картины: Яндекс.Директ будет показывать своё влияние, а Facebook — своё. А тщательная работа с атрибуцией стала необходима с приходом омниканальности: важно видеть, какой канал и на каком этапе сработал.
Ведь каждый отдельный канал — это только часть всей цепочки.
На рынке в настоящее время невероятный спрос на специалистов, которых я называю «аналитики v.2.0». Они умеют работать с большинством каналов трафика, правильно его атрибутировать, облачать данные в дашборды и отчёты и кроме этого быть максимально в бизнес-контексте, чтобы иметь возможность делать выводы для коллег на любом уровне управления компанией.
Алексей Никушин
CPO Матемаркетинг
Роль performance-маркетолога
Performance-маркетолог отвечал только за настройку кампании
Performance-маркетолог отвечает за оптимизацию пользовательского пути
В контексте как в функции сильно ничего не изменилось. А вот то, что сильно изменилось и стало в 100 раз важнее — это контекстная реклама как часть всей цепочки.
Допустим, у нас контекстная реклама на определённую аудиторию, с определённым посылом, которая ведёт на определённую страницу, с определённой цепочкой действий. Это всё даёт нам 8 этапов. Ошибка на одном из них ломает всю цепочку. Получается, что задача маркетолога — найти комбинацию работающих шагов, которые вместе сработают как единый механизм.
Всеволод Устинов
CEO и сооснователь IT-Agency
Сегодня перформанс-менеджер должен быть и в Директе, и в Google, знать все принципы работы этих площадок, разбираться в устройстве алгоритмов.
Если раньше достаточно было просто вбить список ключевых слов, то сегодня эта работа уже во многом про оптимизацию пользовательского пути, его конверсии на сайте.
Евгений Лебедев
CMO Яндекс.Практикум
Если раньше нам хватало перформанс-инструментов в онлайне, чтобы расти и развиваться, то сейчас мы выходим на офлайн-инструменты в виде интеграций в мероприятия или ТВ-рекламы.
Наталья Мойола
CMO Skysmart, former CMO Skyeng
Моё глубокое убеждение: офлайн — это суперохватный инструмент. Это может быть наружка, радио, телевизор. А для таргетов и сегментации как раз нужен диджитал. Но когда нужен максимально большой охват — это всегда сочетание офлайна и диджитала.
Мы все уже заметили, как офлайн пытается активно перейти на все метрики и расчёты, которыми пользуется онлайн. Это не может не радовать.
Часть диджитал-компаний, исчерпав ресурсы интернета, использует ТВ или наружную рекламу.
В диджитал-маркетинг шли как в более современный и эффективный канал привлечения клиентов.
Десять лет назад измерения происходили в основном через телефонные интервью.
Все бренды мерились в рамках чего-то одного.
Замер репутации бренда полностью ушёл в диджитал.
Бренды думают, что важно исследовать конкретно им, и работают в этом направлении.
В работе с репутацией бренда глобально каких-то существенных изменений не произошло. Зачастую это происходит посредством опроса аудитории. У нас как был TNS, так он и остался.
Но теперь бренды, особенно крупные, выбирают путь в рамках собственных исследований. Понятно, что есть медиаскоп, но многие выбирают свою аналитику, разрабатывают свою методологию. Каждый бренд исследует то, что интересно конкретно ему.
Сергей Цибизов
Руководитель отдела медиастратегии Nectarin
Как делали раньше? Видя в сети негативный отзыв, все бежали в репутационное агентство, где просили устранить проблему. Люди из агентства либо как-то удаляли эти отзывы, юридически связываясь с площадкой, либо просто писали сверху положительные отзывы. Сейчас прогрессивные компании используют негативные отзывы себе во благо.
Ведь один довольный клиент расскажет о вашей компании своему хорошему другу. А один недовольный расскажет об этом пяти своим друзьям. Но если вы решите проблему после написания отзыва, то клиент будет кричать о том, что добился справедливости.
Иван Корчагин
CMO группы компаний CRAFTER
Работы с рекламными кабинетами
Рекламные кабинеты были проще, можно было быстро завести кампанию — и уже появлялся результат. Но это было связано с меньшей конкуренцией.
Сейчас кампании настраиваются непросто: выросла конкуренция и усложнились рекламные кабинеты. При этом сами кабинеты стали умнее.
Мой последний инсайт связан с тем, что рекламные инструменты научились оптимизироваться намного лучше, чем мы можем это сделать даже через своё знание аудитории.
Например, мы закупаем большое количество данных от внешних подрядчиков, и у нас есть информация о том, что какая-то аудитория имеет связи с нашими текущими клиентами. И вот мы запускаем рекламу на такие, казалось бы, очень горячие сегменты в Facebook. Но даже в этом случае они отрабатывают стабильно намного хуже, чем просто общий таргетинг, просто с минимальными настройками по географии и возрасту.
Раньше ты завёл несколько кампаний — брендовую, по конкурентам, по проблематике. Тебе достаточно было разделить запросы, внутри немного настроить — и всё ок. Сейчас кампании настраиваются непросто. С учётом конкуренции, на моменте планирования кампании ты должен проанализировать всю выдачу, УТП конкурентов и так далее. В самих кабинетах стало очень много веток. Всё нужно точечно разделять, чтобы контролировать эффективность и не переплачивать. Потому что огромная конкуренция, и очень много денег можно потратить, совершив какие-то минимальные ошибки.
Сегодня большинство шагов по настройке таргетированной рекламы нейросеть может сделать гораздо лучше людей. Человек только задаёт параметры. А задача нейросети — получить как можно больше целевых конверсий за выделенный бюджет. Сейчас можно запустить кампанию и 2-3 недели в ней ничего не менять, раньше же таргетологи всё делали руками. В то же время человек умнее компьютера, специалисту необходимо мыслить более глобально. Performance-маркетолог всегда может предложить что-то новое, какой-то необычный инструмент. Специалист уже не просто настраивает рекламу, он повышает финансово-измеримые показатели. Профессии, подобные performance-маркетологу, ещё долго будут существовать. Но внутри неё нужно постоянно учиться.
Аудитории используют разные соцсети для одних и тех же целей — преимущественно для общения с друзьями.
Люди выбирают для конкретной задачи конкретную соцсеть. Но из-за конкуренции соцсети пытаются удовлетворить все задачи одновременно.
Раньше были лидеры типа Facebook и Instagram, которые оставались неизменными. У людей сложилось впечатление, что так будет всегда. Последние два года началась настоящая конкуренция, потому что ворвались новые свежие игроки — TikTok, Clubhouse. Эти изменения напугали многих маркетологов. Хочу их успокоить: никто не убьёт ни одну из соцсетей. Мы просто можем выбрать разные площадки для определённых целей.
Нужно community — для этого подойдёт Facebook и Telegram. Хотите транслировать богатую счастливую жизнь — Instagram для вас. Хотите сообщество профессиональных музыкантов – делайте dj-сеты в голосовых комнатах с последующим обсуждением. Хотите работать на долгую перспективу, чтобы ваш бренд был узнаваем через 10 лет — тогда работайте с юным TikTok. В общем, я хотел бы донести: мы выигрываем от конкуренции между социальными сетями.
Павел Гуров
SMM-эксперт, маркетолог и техблогер
Сегодня коммуникация любого бренда конкурирует с контентом в глобальном смысле. Это борьба за внимание. И классические рекламные форматы с пэкшотом продукта на пятой секунде выбывают из нее первыми. Зато свежие решения на стыке индустрий и форматов удивляют результатами.
Сейчас время выходить за рамки представлений о категории, показывать сильные стороны бренда через активные действия: создавать новое, не стесняться иметь позицию и дружить с близкими по духу компаниями.
Альбина Новак
Старший стратег в агентстве Setters
Из-за повышенной конкуренции коллаборации стали повсеместными — это хороший инфоповод.
Инструмент коллабораций использовался по большей части индустрией моды.
BTL-акции проходили полностью в офлайне. Тратились бюджеты на производство POS-материалов и призов, логистику, организацию центров выдачи. Призы были физическими.
BTL — не отдельные офлайн-события, а часть communication mix. Так, дегустации продукта в магазине — это часть глобального анонса с диджитал-каналами, ТВ, наружкой. В 80% случаев стали привлекать селебрити.
Призы в основном стали диджитальными — это онлайн-сертификаты, которые не требуют расходов на логистику. Физические призы теперь используют очень точечно, больше в формате какого-то розыгрыша. Часто они кастомизированные. Раньше про кастомизированные призы почти никто ничего не знал. Сейчас это становится таким интересным трендом: аудитория уже соскучилась по физическим призам, которые можно пощупать.
Мария Чугунова
Group Account Director в агентстве Brandnew (Progression Group)
Внутри компании работало не так много специалистов, а основную работу выполняло агентство.
Мы видим всё больше инхаус-команд: из-за повышенной конкуренции маркетолог должен быть сильно погружён в продукт.
К агентствам идут за ценной экспертизой, ресурсом, энергией и свежим взглядом.
Сейчас многие агентские бизнесы достраивают свою модель, создавая команду для одного проекта внутри всей команды. Это кажется правильным подходом, если проект требует глубокого погружения и участия всех задействованных специалистов full time. Думаю, такой тренд связан с появлением in-house команд в некоторых продуктах — точечный подход для более цельного результата.
Яна Линник
Бренд-менеджер Setters и Setters Education
Обучение интернет-маркетингу
Раньше можно было учиться либо на практике, либо с помощью учебных материалов от самих рекламных площадок.
Часто бизнес начинается, когда есть твоя нереализованная потребность. В 2010 году я чувствовала, что не хватает качественных программ по интернет-маркетингу. Посещала всё, что можно, но мне не нравилось. Я решила: раз это нужно мне, будет нужно и другим. Так 10 лет назад появилась Нетология.
Даже за последние 4 года рынок EdTech сильно шагнул вперёд. Я учился в Нетологии в 2017-2018 годах и помню, что тогда предложений было в разы меньше.
Я считаю, что самое важное в курсах по маркетингу, чтобы они были обновляемые. Интернет-маркетинг меняется, появляются новые функции — важно, чтобы обучение поспевало за этими изменениями.