Обсудили с ведущими интернет-маркетологами, что ждёт сферу в будущем
Онлайн-митап
Интернет-маркетинг в рунете:
полная история развития
Исследование
Что происходило с интернет-маркетингом за последние 10 лет
Что происходило с интернет-маркетингом за последние 10 лет
В этом году 10 лет исполняется направлению маркетинга в Нетологии. Казалось бы, всего лишь один десяток, а за это время сфера невероятно изменилась. Более того, за эти 10 лет она и сформировалась. Появилась масса новых инструментов, выделились целые направления, а мастер на все руки — «специалист по продвижению в интернете» — превратился в несколько десятков самостоятельных и независимых профессий.

Мы сделали ретроспективу интернет-маркетинга в рунете. Каких специалистов компании искали тогда и сейчас? Какие инструменты больше всего повлияли на интернет-маркетинг? Какие тенденции наметились тогда и оказывают влияние до сих пор?
Вместе с нами ностальгии предавались гуру интернет-маркетинга различных направлений
Павел Гуров
SMM-эксперт, маркетолог и техблогер
Альбина Новак
Старший стратег в агентстве Setters
Наталья Мойола
CMO Skysmart, former CMO Skyeng
Алексей Никушин
CPO «Матемаркетинг»
Анастасия Жбанова
Вице-президент по коммуникациям AliExpress Russia
Всеволод Устинов
CEO и Founder в IT-Agency
Антон Лищенко
Руководитель направления по аналитике и работе с репутацией в Nectarin Digital Agency
Саша Громова
Управляющий партнёр в Red’s Go
Евгений Лебедев
CMO Яндекс.Практикум
Олег Гошко
СMO онлайн-института психологии Smart
Иван Корчагин
CMO группы компаний CRAFTER
Александра Лаковникова
Director of digital marketing Goldilocks Digital (США)
Мария Чугунова
Group Account Director в агентстве Brandnew (Progression Group)
Дина Мостовая
Консультант по стратегическим коммуникациям, основатель Mindset Consulting
Оксана Гаврилина
Руководитель медианаправления Crocus Group
Сергей Цибизов
Руководитель отдела медиастратегии в Nectarin Digital Agency
Антон Астафуров
Операционный менеджер TikTok
Екатерина Чегодаева
Account Director в Nectarin Digital Agency
Данные собирали с партнёрами
Коротко по фактам. Было/стало
Число опубликованных вакансий по направлению «Маркетинг, реклама, PR»
62 526
299 724
2010
2020
Число размещённых резюме по направлению «Маркетинг, реклама, PR»
258 625
1 549 305
2010
2020
По данным hh.ru
Алгоритм Panda в Google
Соцсети как мессенджеры. Появление Instagram. Первые бренды в соцсетях
Уже в 2012 году спрос на контент-маркетологов вырос в два раза по сравнению с 2010 годом. И в последующие годы спрос только увеличивался.
Рекламная биржа Вконтакте. Развитие рекламных сервисов в соцсетях
Популярность соцсетей среди аудитории менялась. В 2012 году, по данным ВЦИОМ, самой популярной сетью в России были Одноклассники (73% пользователей интернета), далее ВКонтакте (62%), Мой мир (31%), Facebook (18%), Twitter (9%).

Спустя год ВКонтакте обогнал Одноклассников, а на третье место вышел Facebook. Активно набирал популярность Instagram, а Мой мир и Twitter наоборот — теряли.
Первые предпосылки к появлению influencer-маркетинга
По Данным ВЦИОМ, в 2012 году порядка
62%
47%
пользователей доверяли отзывам в социальных сетях
верили советам на форумах и в блогах
Таймлайн развития интернет-маркетинга. Основные события
На сцену интернет-маркетинга выходит качественный контент
По данным hh.ru
Рост мобильной рекламы
По данным международной исследовательской группы TNS, в декабре 2012 года с мобильных устройств вышли в интернет около 27% жителей мегаполисов. По статистике Google, с 2012 по 2014 год число поисковых запросов с мобильных устройств выросло до 500%.
Синергия BTL и соцсетей
Если в 2010 году только 53% пользователей интернета имели хотя бы один аккаунт в социальной сети, то в 2012 — уже 82%. По данным за 2012 год, российские компании уже тратили на соцсети 3–5% рекламных бюджетов.
Соцсети выходят на первый план как инструмент маркетинга
Интернет-маркетинг разделился на branding-маркетинг и performance-маркетинг. Первый нацелен на узнаваемость и лояльность, а второй — на конкретное целевое действие
В первой половине 2015 года издание Sostav провело исследование, согласно которому
уже 29%
рекламодателей, размещавших рекламу в интернете, использовало нативную рекламу.
Постепенно контента становится слишком много. Компаниям приходится сражаться не только за деньги, но и за внимание
В 2020 году одну треть от всех историй публикуют бизнес-аккаунты.
В Instagram доля видео в среднем составила
7%
А среди вирального контента
>50%
Это ещё один поворотный момент: теперь, чтобы прорваться к пользователю в ленту, нужно не только делать немыслимо крутой контент, но и платно его продвигать
Instagram начинает прямые продажи рекламы в России
Для общения выбирают мессенджеры
Нативная реклама как самостоятельный формат
Запускается Тинькофф-журнал
Появление performance-маркетинга
Появление сторис в Instagram
Видеоконтент набирает обороты
Умная лента в соцсетях
TikTok
Почти все ныне существующие диджитал-инструменты сформированы. И в 2018 году в России интернет-реклама впервые обогнала TV
Аудиоформаты становятся настоящим трендом: голосовой поиск, аудиореклама, голосовые помощники. Специалисты выделяют голосовой маркетинг в отдельное направление.
В 2020 году спрос на influencer-маркетологов вырос в два раза по сравнению с 2019 годом.
Росконгресс в своём исследовании оценивает ущерб отрасли с марта по июнь 2020 года в
72,2 млрд
рублей
Продуктовый маркетинг становится необходимым
По причине повышенного спроса на продуктовый маркетинг в августе 2020 года Нетология запустила курс «Продакт-маркетолог с нуля до PRO».
Чатботы
Появление подкастов
Согласно опросу ВЦИОМ, среди россиян 18–34 лет аудитория подкастов достигла
29%
Ещё больше блогеров и авторов контента
TiKTok обогнал YouTube
По данным hh.ru
Event-индустрия перешла в онлайн. Огромный финансовый ущерб отрасли
Рост стоимости привлечения клиента
Появление Clubhouse
Екатерина Чегодаева
Account Director в Nectarin Digital Agency
Наталья Мойола
CMO Skysmart, former CMO Skyeng
СТАЛО
В 2019 году обучение маркетингу заняло у россиян второе место среди всего дополнительного образования. Они потратили на обучение маркетингу 2,7 млрд ₽ в год.
Юлия Спиридонова-Микеда
Соосновательница Нетологии
Антон Астафуров
Операционный менеджер в TikTok
Олег Гошко
СMO онлайн-института психологии Smart
Оксана Гаврилина
Руководитель медианаправления Crocus Group
Стратегия
БЫЛО
Стратегия воспринималась как план действий, от которого нельзя отойти.
СТАЛО
Хорошая стратегия должна быстро адаптироваться под изменения.
Возникает вопрос: если мы спланировали стратегию на 5 лет, а мир настолько быстро меняется, должны ли мы её придерживаться? Ответ: придерживаться должны, но нужно адаптироваться с учётом быстрых изменений.

Возьмём сервис доставки продуктов «Утконос», который всю жизнь доставлял продукты за три дня. Но пришли другие игроки, которые доставляют еду за 7 минут. Должен ли «Утконос» пересматривать свою коммуникационную и бизнес-стратегию? На мой взгляд, должен.
Иван Корчагин
CMO группы компаний CRAFTER
Что глобально изменилось за 10 лет. Было/стало
Работа с креативом
БЫЛО
Раньше креатив был интуитивный: он нравился создателям, и они предполагали, что он должен понравиться людям. Потом нарастал тренд на data based креатив.
СТАЛО
Сейчас маркетологи научились работать между — использовать данные для поиска инсайтов, но опираться на интуицию для разработки самого креатива.
Performance vs branding
БЫЛО
При планировании бюджета на продвижение маркетологи считали стоимость медиапоказателей каждого канала — в основном они базировались на предполагаемом охвате и частоте контакта. Никто не гарантировал, что впоследствии пользователи, которые контактировали с рекламой, станут клиентами.
СТАЛО
Сегодня бренды в различных долях распределяют свои бюджеты на branding marketing и performance marketing. Конечно, есть компании, которые работают только на измеримые результаты или только на охваты. Но лучше всего работает микс этих направлений.
Есть определённый порог в performance, переступая который, бюджет начинает выгорать. Становится очень сложно добирать ёмкость заказов одним и тем же инструментарием, стоимость за лид растёт. Поэтому эффективнее будет привлечь по верхнему уровню воронки новых людей, а с этим лучше справляются охватные кампании.
Екатерина Чегодаева
Account Director в Nectarin Digital Agency