КОНСТРУКТОР СТАЖИРОВОК
ИНСТРУКЦИЯ
До старта стажировки

Прежде чем начать поиск стажеров, подумайте, для решения каких задач они нужны. Есть ли в отделе сильный тимлид, который уделит им время. Чтобы это понять, пройдите небольшой тест и узнайте, готовы ли вы по-настоящему к появлению стажера в команде.

Внимательно отнеситесь к процессу отбора стажеров, чтобы не потратить время впустую. Продумайте и запишите, что компания даст молодому специалисту и что получит взамен. Например: научим писать крутые статьи в блоге равнозначно постоянному появлению крутых статей в блоге компании.

1
Понять, кого ищем
Опишите портрет стажера. Исходя из задач, определите минимальный уровень профессиональных навыков.
Например
2
Описать стажировку
Расскажите о компании, проекте, задачах и условиях стажировки.
Воспользуйтесь планом, который мы подготовили.
3
Составить тестовое
Тестовое задание — первый фильтр для кандидатов. Подготовьте описание задачи и небольшую инструкцию по ее выполнению. Например так. Способность следовать инструкции — это тоже часть тестового.
4
Провести собеседование
Ориентируйтесь на составленный портрет. Проверьте, насколько кандидат «ваш». Кратко заполните оценочный лист, чтобы после собеседования принять взвешенное решение.
При отборе стажеров мы в первую очередь смотрели не на возраст, возможность приезжать в офис каждый день и даже не на резюме, а на то, как было выполнено тестовое задание, и на мотивацию.
— опыт «Нетологии»
На практике мы увидели, что стажеры в возрасте старше студенческого, как правило, очень мотивированы. Они выбирают стажировку, чтобы осознанно погрузиться в новый мир, а не с целью просто попытать удачу. В этом возрасте люди уже умеют ценить свое время и если они готовы посвятить его шагу в новую профессию, то приложат максимум усилий к выполнению задач. Поэтому важно подобрать гибкий график, который будет удобен для обеих сторон.
Во время стажировки
В начале стажировки нужно обозначить правила игры. Чем они понятнее и яснее принципы взаимодействия, тем легче идет стажировка и быстрее выполняются задания. Разберемся, о чем нужно рассказать на старте.
Устройте welcome-встречу
Welcome-встречи нужны не только для новых сотрудников компании, но и для стажеров, которые теперь тоже часть команды. Расскажите о ключевых целях, основных отделах и сотрудниках, познакомьте с командой. Это нужно для того, чтобы ввести нового участника в контекст происходящего и дать ему почувствовать свою новую роль.
Для welcome-встреч с удаленными стажерами мы используем формат вебинаров на платформе Clickmeeting или созваниваемся в Skype.
Решите организационные вопросы
В начале стажировки самое время:
- познакомиться с руководителем;
- зафиксировать структуру и цели стажировки;
- решить, как будет проходить коммуникация;
- выбрать точки синхронизации;
- финализировать график;
- снабдить стажера инструкциями.
Вместе со стажером составьте календарь стажировки. Это может быть Google-таблица, в которой вы зафиксируете структуру и ключевые точки контроля и синхронизации. Стажеру будет легче двигаться вперед по намеченной траектории к понятным результатам.

Например: за время стажировки нужно будет написать 6 статей и отредактировать 6 материалов для блога. Работа будет в парах. Задачи чередуются: неделю один стажер пишет, а другой редактирует, на следующей неделе меняются ролями. План может выглядеть так.
Где и как будем общаться
Постановка задач
Выберите удобный таск-менеджер. Мы используем канбан-доски в Trello.
Карточки с задачами распределяются в колонки: поставленные задачи, работа в процессе и готовая к проверке руководителем, проверенная, и опубликованная. По мере выполнения задачи карточка перемещается. В ней отмечаем исполнителя и проверяющего, устанавливаем срок выполнения.
Точки контроля
Выбираем график промежуточных точек контроля. Мы ориентировались на еженедельную синхронизацию, так как работа во многих отделах строится недельными спринтами. На еженедельной встрече подводили итоги. Каждый стажер рассказывал, что он делал, что сделал и что не получилось и почему. И планировали задачи на следующую неделю.
Держим связь
И хотя метод утенка неплохо работает, у стажера должна быть возможность оперативно задать вопрос. Не нужно откладывать задачу и ждать неделю до планерки, чтобы обсудить проблему.
Оперативно связь можно поддерживать в Телеграм или ином мессенджере. А некоторые задачи могут требовать ежедневных коротких планерок или созвонов.
Налаживаем коммуникацию

Общение со стажерами не ограничивается, конечно же, установкой правил игры. Вам предстоит общаться на протяжении всей стажировки. И от того, как сложится взаимодействие, будет зависеть результат. Нельзя полагаться на то, что вы один раз дадите задание и отпустите новичка в свободное плавание. Стажировка — это история про взаимную пользу.
Приятное общение
Общаемся со стажерами на равных и ценим то время, которые они готовы уделить проекту. Если в компании принят свободный стиль общения, то он распространяется и на стажеров. Стикеры, шуточки, общение «ты» — все это сближает участников команды.
Держим ритм
Во время стажировки нужно поддерживать темп. Не должно быть как простоев, так и резких перегрузок. Распределяйте задачи равномерно, можно усложнять их, но без резких перепадов.
Даем обратную связь
Обязательно давайте объективную обратную связь. Не забывайте хвалить, но только если действительно есть на то причина.
Без обратной связи стажер может растеряться: «а правильно ли то, что я делаю?»
Важно помнить, что это двусторонний процесс. Предоставьте стажеру возможность дать фидбек вам.
Используйте шпаргалку по обратной связи.
Следим за уровнем мотивации
Во время синхронизационных встреч проверяем не только сделана ли задача, но и насколько увлечен ею стажер. Если задача не выполнена, на это может быть несколько причин:
- задача непонятна;
- чрезмерная нагрузка (задача слишком сложная или их слишком много);
- стажер не достаточно увлечен проектом;
— он устал к концу стажировки.
Выяснить причины можно в личной беседе. Также поможет и анонимное анкетирование.
Все эти инструменты применимы как при очной, так и при удаленной стажировке. Наш опыт показал, что верно выбранный удаленный стажер не менее эффективен, чем стажер в офисе.
— «Нетология»
И еще про мотивацию
За время работы со стажерами мы сформулировали несколько элементов мотивации, которые и использовали.
1
Получение практического опыта
Практически всегда стоит на первом месте. Подкрепляется возможностью получить дополнительную строчку в резюме или остаться в компании работать.
2
Интересный проект и задачи
На интересных проектах рост происходит быстрее, что всегда вдохновляет стажера. Из-за небольшого опыта не всегда можно делегировать увлекательный проект целиком, но можно доверить часть задачи.
3
Соревнование и признание
Внутри группы стажеры могут соревноваться за получение наивысшего балла за выполненную задачу. Здоровая конкуренция — хорошая мотивация. Стажерам важна похвала и признание их заслуг.
После стажировки
Какое бы решение ни было принято после завершения стажировки, нужно подвести итоги совместной работы.
Финальный тест или опрос
Если стажировка была обучающего характера, то в конце можно провести тестирование. Это поможет проверить, насколько хорошо стажер усвоил информацию.
Оффер или рекомендация
Если стажировка закончилась оффером - это прекрасно. Но не все обучающие стажировки предполагают дальнейшее трудоустройство. В таком случае, если стажер успешно справлялся с задачами, стоит дать ему рекомендацию письменно или устно. А также предложить его кандидатуру коллегам из компаний-партнеров.
Обратная связь
Да, вновь она. В конце стажировки стоит дать обратную связь по всему процессу взаимодействия со стажером. Фидбек может быть не только по профессиональным навыкам, которые получил стажер, но и по тому, как он работал в команде, насколько проактивен он был и так далее.
Сертификат
Приятным моментом в конце стажировки может быть сертификат о прохождении, подтверждающий полученные навыки.