Рефлексия
Выберите интересующий вас инструмент
Научить замечать и анализировать свой прогресс, а также оценивать опыт одногруппников
Этап курса
Формат курса
Синхронный
Основная часть
Воркшопы
Этап курса
Формат курса
Асинхронный
Завершение обучения
Выставка дипломов
Этап курса
Формат курса
Синхронный
Начало обучения
Нетворкинг-сессия
Этап курса
Формат курса
Синхронный
Начало обучения
Круглый стол
Этап курса
Формат курса
Синхронный
Основная часть
Мастермайнд-сессии
Этап курса
Формат курса
Синхронный
Основная часть
Онлайн-игра в Miro
Этап курса
Формат курса
Синхронный
Начало обучения
Постановка цели
Этап курса
Формат курса
Синхронный
Основная часть
Групповая подготовка к защите
Этап курса
Формат курса
Синхронный
Основная часть
Открытый микрофон
Этап курса
Формат курса
Синхронный
Основная часть
Рефлексия «Круг, квадрат, треугольник»
Этап курса
Формат курса
Синхронный
Основная часть
Аудиоразборы в чате
Этап курса
Формат курса
Асинхронный
Начало обучения
Квиз
Этап курса
Формат курса
Асинхронный
Основная часть
Игровой тренажёр
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Индивидуальная
Формат курса
Синхронный
Этап по Блуму
Знание
На какие метрики может влиять
COR
NPS
CSI
Количество активных студентов
Время выполнения ДЗ
Количество итераций на ДЗ
Время прохождения модуля
Этап курса
Основная часть
Какие скиллы развивает
Хард-скиллы
Аудиоразборы в чате
1. Теория
2. Рефлексия
3. Сопровождение
4. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
Аудиоразборы в чате — это коммуникация между преподавателем и студентами в формате «вопрос-ответ».

Формат аудиоразборов
В определённое время, например, по пятницам с 18:00 до 21:00, студенты могут задать любой вопрос по теме курса преподавателю и получить ответ в формате аудио.

О чём можно спросить
— по теории занятия;
— по выполнению домашнего задания;
— дополнительные вопросы по теме.

Такой формат позволяет разрушить барьер между преподавателем и студентом, сделать общение менее формальным. Также преподавателю будет удобнее ответить, так как для этого не нужен компьютер с доступом в личный кабинет. Такой формат предполагает живое общение, то есть преподавателю не нужно следовать строгим требованиям к содержанию ответа — достаточно просто озвучить свою мысль.
Свободное время эксперта
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Индивидуальная
Формат курса
Асинхронный
Этап по Блуму
Понимание
Какие скиллы развивает
Хард-скиллы
На какие метрики может влиять
NPS
CSI
Время выполнения ДЗ
Количество итераций на ДЗ
Количество активных студентов
Этап курса
Начало обучения, основная часть
Квиз
1. Теория
2. Практика
3. Рефлексия
4. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
Квиз — это многошаговая игровая форма. Он помогает сделать процесс обучения более интерактивным и вовлекающим

Задачи инструмента
1. Помочь студенту изучить новую информацию: как теорию по курсу, так и правила обучения
2. Отработать практику
3. Получить комментарий к ответу

Варианты использования квиза
1. Закрепление правил обучения на курсе: оформление скучной информации в увлекательный интерактивный формат.

*Чтобы квиз был более вовлекающим, рекомендуем добавить в контекст элемент сторителлинга в формате игрового тренажёра. Можно ввести персонажа, который как будто учится на курсах и сталкивается с организационными сложностями. От его лица разбираемся, как действовать в той или иной ситуации. В фокусе — наиболее часто задаваемые вопросы студентов.

2. Отработка навыка на практике.
1. Список часто задаваемых вопросов
2. Прописанный сторителлинг
3. Прописанные реплики и варианты
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Индивидуальная
Формат курса
Асинхронный
Этап по Блуму
Применение
Какие скиллы развивает
Хард-скиллы
На какие метрики может влиять
NPS
CSI
Время выполнения ДЗ
Количество итераций на ДЗ
Количество активных студентов
Этап курса
Основная часть
Игровой тренажёр
1. Теория
2. Практика
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Игровой тренажёр — это многошаговая игровая форма квиза. Он помогает сделать процесс обучения более интерактивным и вовлекающим. В отличие от квиза создает обстановку, приближеную к реальным рабочим ситуациям.

Отличие от квиза: не просто вопрос с вариантами ответа, а диалог с персонажем.

Формат
Механикой реализации может быть и стандартный квиз. Тогда текст вопроса моделирует ситуацию, варианты ответа описывают возможные действия или реплики студента, а комментарии к ответам — последствия выбора или реплики собеседника.

Когда использовать
Игровой тренажёр полезен в ситуациях, когда в блоке или занятии нельзя добавить задания с живой обратной связью, но по логике они уместны. Это бесплатные курсы, онбординговые модули, курсы без бюджета на проверку дополнительных домашних заданий. Также тренажёр подходит, когда нужно погрузить студента в какую-то реальную практическую историю, но с минимальными усилиями с его стороны. Чтобы студент прочувствовал ситуацию или погрузился в какую-то историю легко и без стресса.
1. Возможность создания квизов в ЛМС
2. Сторонние сервисы. Например, Mysimulator
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Совместная
Формат курса
Асинхронный, синхронный
Этап по Блуму
Анализ
Какие скиллы развивает
Софт-скиллы:
осознанность, умение задавать вопросы
На какие метрики может влиять
CSI занятия, курса
NPS
Качество образовательного продукта
Этап курса
Основная часть
Стена комментариев
1. Мотивация
2. Рефлексия
3. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
Часто во время обучения студенты чувствуют беспокойство, которое тяжело выразить в стандартной форме обратной связи. Важно отслеживать такие сомнения студентов и переводить из мыслей в текст. Это поможет в дальнейшем улучшить качество продукта и не упустить важные нюансы образовательного процесса. Актуально как для курсов, так и для отдельных занятий, вебинаров.
Для вебинаров
На вебинарах будет открываться доступ к доске. Там студенты смогут зафиксировать свои мысли:
1. Что было здорово
2. Что хочется изменить или улучшить в образовательном процессе
3. Какие возникли вопросы или неясности
4. Какие появились идеи или инсайты
В конце вебинара спикер может открыть доску и ответить на полученные вопросы. Остальные комментарии обрабатывают методисты после проведения мероприятия.
Для асинхрона
Создаём стену комментариев в Padlet или Miro в виде таблицы со столбцами для вопросов, отзывов, предложений. Даём ссылку студентам в начале обучения. Когда студент испытывает негативные эмоции или непонимание, то в любой момент может оставить свою обратную связь на этой доске. Методисты регулярно открывают доску и берут в работу полученные комментарии.
Ценность инструмента — в анонимности (в отличие от привычных комментариев в ЛМС).
Доска Padlet или Miro
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Совместная
Формат курса
Синхронный
Этап по Блуму
Анализ
Какие скиллы развивает
Софт-скиллы:
самосознание, самооценка
На какие метрики может влиять
CSI
NPS
Вовлечённость
Этап курса
Завершение обучения
Доска рефлексии
1. Рефлексия
2. Сопровождение
Цель инструмента
Описание
В конце обучения команда сопровождения проводит онлайн-выпускной. Задача — подвести итоги, порефлексировать о прошедшей учёбе и поблагодарить участников. Структурировать и наглядно представить мысли поможет доска рефлексии.

Её можно создать в Miro или в виде облака тегов в Mentimeter.

Студенты заранее заполняют доску стикерами.
Это могут быть:
1. Благодарности:
— кураторам;
— одногруппникам;
— преподавателям;
— оранизаторам;
— экспертам и т. д.
2. Обратная связь о курсе (что понравилось или не понравилось)
3. Комментарии о том, какие знания и навыки были полезны

Также можно использовать инструмент рефлексии «Круг, квадрат, треугольник».

Во время вебинара студенты заходят на платформу, ведущий зачитывает стикеры и озвучивает самые популярные комментарии. После благодарит студентов от лица образовательной организации.
Доска Miro или Mentimeter
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Совместная
Формат курса
Синхронный
Этап по Блуму
Оценка
Какие скиллы развивает
Софт-скиллы:
коммуникативные навыки, умение анализировать ситуацию, умение генерировать идеи
На какие метрики может влиять
Процент усвоенной информации (PULI)
COR
Количество активных студентов
Этап курса
Основная часть
Мастермайнд-сессии
1. Мотивация
2. Нетворкинг
3. Практика
4. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Мастермайд — совместная работа, где студенты помогают друг другу в достижении личных целей, обмениваясь опытом, идеями и поддержкой. Часто студенты во время обучения сталкиваются с трудностями и задаются вопросами: Как распределять нагрузку и не свалиться под ворохом самых разных задач? Правильно ли я применяю знания? Всё ли у меня получается? Как делают другие и могу ли я у них что-то перенять?

Многим студентам страшно прийти с этими вопросами к эксперту или координатору: они боятся столкнуться с критикой и упрёками. В таких ситуациях отлично поможет мастермайд

Задачи инструмента
1. Научить студентов открыто обсуждать рабочие проблемы друг с другом
2. Показать студентам пользу комплексного подхода к проблеме

Принципы
— Активное участие
— Тайминг
— Отсутствие пропусков
— Конфиденциальность
— Честность и открытость
— Взаимная поддержка
— Другие точки зрения
— Ресурсы, нетворкинг, продвижение

Как подготовиться
1. Подобрать эксперта по теме, который бы умел создать благоприятную обстановку для общения.
2. Выдать студентам за 1–2 дня до встречи шаблон для заполнения кейсов.

Ко времени проведения мастермайнд-сессии студенты уже должны быть знакомы между собой (в идеале — уже работавшие вместе в группах или на воркшопах).

Как проводить мастермайнд
1. Заранее согласуйте тему сессии, например, «Практические задания». Выдайте студентам шаблон для заполнения кейсов (своих проблем или вопросов по теме).
2. Ведущий в начале онлайн-сессии ещё раз проговаривает правила работы: озвучиваем свой кейс и основные проблемы — каждый из участников сессии должен дать свой совет, высказать мнение. Ведущий суммирует решения и помогает их приоритизировать для дальнейшего внедрения. Встречи должны носить регулярный характер и не прекращаться после завершения курса.
1. Zoom (российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, VideoMost)
2. Инструмент для презентации своего проекта (Miro, Google Таблица, презентация, Яндекс Документы и т. д)
3. Шаблон для заполнения кейсов
4. Модератор — командный лидер, который удерживает группу в заданных рамках обсуждений, контролирует процесс встреч и прогресс участников, следит за развитием группы
5. Эксперт (если модератор сам не является экспертом)
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Совместная
Формат курса
Асинхронный
Этап по Блуму
Оценка
Какие скиллы развивает
Софт-скиллы:
умение давать обратную связь, навыки презентации проекта
На какие метрики может влиять
NPS
Этап курса
Завершение обучения
Выставка дипломов
1. Мотивация
2. Нетворкинг
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Выставка дипломных работ организуется после проведённых защит. К просмотру можно пригласить экспертов курса для получения объективной оценки и рекомендаций по улучшению проекта. Оставлять комментарии к каждой работе также могут и студенты.

Задачи инструмента
1. Нетворкинг
2. Развитие насмотренности
3. Обмен опытом и достижениями

Для презентации своей работы студентам необходимо заранее заполнить карточку на виртуальной доске (например, Miro).

Структура карточки
— фото и имя;
— описание проекта;
— цели проекта на ближайший год;
— ключевые инструменты, которые я хочу использовать;
— мои KPI (ключевые показатели эффективности);
— ссылка на саму работу.

Можно задать временное ограничение доступа к выставке (например, две недели).
Доска Miro
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Совместная
Формат курса
Синхронный
Этап по Блуму
Понимание
Какие скиллы развивает
Софт-скиллы:
коммуникативные навыки, навыки самопрезентаци
На какие метрики может влиять
NPS
COR
ROTI
Этап курса
Начало обучения
Нетворкинг-сессия
1. Нетворкинг
2. Мотивация
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Нетворкинг-сессия — это онлайн-встреча всех студентов набора в начале обучения. Дальше программа включает воркшопы, то есть на них должны прийти знакомые друг с другом студенты, которые смогут продуктивно общаться в группе и работать вместе над заданиями.

Задачи инструмента
1. Создать сообщество вовлечённых в коммуникацию друг с другом людей.
2. Сформировать поддерживающую среду. Она поможет повысить посещаемость занятий, преодолеть негативные установки студентов типа «одногруппники всё умеют, а я нет».

Формат
Смысл сессии не просто в знакомстве, она связана и с содержанием курса. Можно добавить в план сессии интерактив на целеполагание: ребята поработают в парах, помогут друг другу поставить цели, понять свои сильные и слабые стороны в выбранной профессии, сфокусироваться на ключевых задачах обучения.

Темы для нетворкинг-сессии
Для новичков:
— Рассказ о себе по определённому алгоритму
— Рассказ о цели обучения на курсе
— Рассказ о своём проекте, если актуально
— Изучение карты компетенций и оценивание себя
— Заполнение слайда о себе по определённому алгоритму. В дальнейшем каждый сможет прочитать информацию об одногруппниках и познакомиться с ребятами, у которых схожие интересы

Для продвинутых студентов:
— Рассказ о себе по определённому алгоритму, например, speed dating
— Рассказ о самом интересном или сложном кейсе из личной практики
— Самый сложный вопрос, на который хотелось бы получить ответ на курсе. Одногруппники пробуют дать ответ или комментарии, но важно вернуться к вопросу уже в конце обучения
— Рассказ о своих профессиональных целях
— Изучение карты компетенций и оценивание друг друга
Zoom или российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, Видеомост
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Совместная
Формат курса
Синхронный
Этап по Блуму
Анализ
Какие скиллы развивает
Софт-скиллы:
коммуникатиные навыки, навыки самопрезентации, умение задавать вопросы, умение давать обратную связь
На какие метрики может влиять
NPS
CSI
ROTI
Количество активных студентов
Процент посещаемости вебинаров
Этап курса
Основная часть
Открытый микрофон
1. Нетворкинг
2. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Открытый микрофон — форма публицистической деятельности студентов. Она способствует развитию полемичес­ких навыков, искусства выступать перед аудиторией, рефлексии и критического мышления. В основу выступления студента могут лечь открытые вопросы по теме мероприятия. Например, какие инструменты работают, а какие нет, важен ли этот процесс или можно обойтись без него и так далее.

Задачи инструмента
1. Отработать презентационные навыки.
2. Отработать коммуникационные навыки.
3. Научиться получать и давать обратную связь, задавать вопросы.
4. Нетворкинг.

Формат открытого микрофона
Организаторы обучения готовят список дискуссионных вопросов. Студенты распределяются и выбирают интересующую тему. Спикер готовит презентацию по заданной теме заранее, приводя аргументы в защиту своей позиции. «Зрителями» будут другие участники — одногруппники или студенты смежных профессий. Это могут быть специалисты с опытом или без.

Контролирует тайминг и принимает вопросы зрителей модератор.

После выступления можно организовать дискуссию или дебаты.
В конце следует использовать инструмент рефлексии «Круг, квадрат, треугольник».
1. Тема открытого микрофона
2. Темы выступлений для всех участников
3. Площадка для проведения мероприятия
4. Прогон для всех участников
5. Модератор
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Совместная
Формат курса
Синхронный
Этап по Блуму
Применение
Какие скиллы развивает
Хард-скиллы

Софт-скиллы: работа в команде, управление эмоциями, навыки принятия решений
На какие метрики может влиять
COR
NPS
CSI
Transformation rate или success rate
Количество активных студентов
Этап курса
Основная часть
Онлайн-игра в Miro
1. Практика
2. Нетворкинг
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Онлайн-игра — это совместная групповая работа на виртуальной доске в Miro, в которой заранее подготовлен сценарий. Закрепить новые навыки поможет рефлексия после игры.

Отличия от обычной групповой работы в Miro
1. Задания связаны одной историей, это не отдельные элементы
2. Есть сторителлинг, драматургия, развитие сюжета
3. Квест задизайнен в стиле настольной игры
4. Есть условие выигрыша
5. Есть выбор, интерактивность
6. После игры всегда проводится рефлексия: в чём была основная сложность, какие инсайты?

Задачи инструмента
1. Развитие мягких навыков: управленческих и коммуникативных
2. Отработка навыков
3. Управление эмоциями в ходе командной работы

Элементы онлайн-игры
1. Ключевые действия участников
2. Интерфейс с игровым процессом
3. Сценарий, сюжет игры

Сюжет игры разрабатываем по обратному дизайну
1. Определяем, какой опыт мы хотим передать студенту
2. Проектируем действия студента
3. Определяем элементы игры, которые закроют действия

Примеры навыков, которые можно отработать в игре
— работа с заказчиком;
— деловые переговоры;
— открытие своего бизнеса.
1. Виртуальная доска Miro с заранее прописанным сюжетом игры
2. Кейс для отработки
3. Модератор вебинара — преподаватель
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Совместная, индивидуальная
Формат курса
Синхронный
Этап по Блуму
Анализ
Какие скиллы развивает
Софт-скиллы: осознанность
На какие метрики может влиять
NPS
CSI
Количество активных студентов
ROTI
Этап курса
Основная часть
Рефлексия «Круг, квадрат, треугольник»
Рефлексия
Цель инструмента
Описание
В конце любого синхронного занятия необходимо провести рефлексию изученного материала. Для этого отлично подойдёт интерактивная механика «Круг, квадрат, треугольник», которая помогает осмыслить итоги в интересном живом формате.

Формат рефлексии
1. Создайте на виртуальной доске три фигуры: круг, квадрат и треугольник.
2. Переведите студентов на доску, предоставив им право на редактирование. Объясните, за что отвечает каждая фигура на доске:
— Круг: что ещё крутится у вас в голове? Что вы до сих пор не понимаете?
— Квадрат: что стало понятным?
— Треугольник: какие три вывода вы могли бы использовать в своей личной или рабочей жизни?
3. Попросите студентов заполнить доску ответами.
4. Вместе проанализируйте ответы, которые внесены в квадрат и круг. Попросите подумать, с помощью каких инструментов можно перевести ответы из круга с непонятной информацией в квадраты с понятной и применимой информацией.

Альтернативный вариант: можно заполнять доску ответами не в текстовом формате, а в формате эмоджи или GIF-картинок, отражающих состояние студента.
1. Виртуальная доска, например, Miro
2. Модератор встречи
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Совместная
Формат курса
Синхронный
Этап по Блуму
Применение
Какие скиллы развивает
Хард-скиллы

Софт-скиллы: работа в команде, навыки принятия решений, навык презентации проектов
На какие метрики может влиять
NPS
CSI
ROTI
Количество активных студентов
Процент посещаемости вебинаров
Этап курса
Основная часть
Воркшопы
1. Рефлексия
2. Практика
Цель инструмента
Описание
Воркшоп — это занятие, на котором студенты отрабатывают полученные знания на практике. Освоив теорию, студенты приходят на воркшоп выполнять задания под руководством эксперта.

Задачи инструмента
1. Научить студентов применять полученные знания на практике в условиях, приближенных к реальным
2. Дать новые знания сразу через практику или опыт
3. Помочь студентам прокачать софт скиллы: работа в команде, самостоятельность, навык публичных выступлений и т. д.

Ключевая особенность воркшопа — интенсивная деятельность всех участников. Теория подаётся в фоновом режиме и тут же применяется на практике. Такой вид обучения побуждает студентов к самостоятельности и активной позиции.

Важно
Участники должны быть знакомы друг с другом перед началом интерактива. Заложите время на знакомство в начале воркшопа.

Формат
1. В начале воркшопа спикер задаёт вектор встречи: актуализирует тему, даёт вводные по задаче.
2. Затем модератор распределяет студентов по сессионным залам для решения кейса. При необходимости между участниками распределяются роли.
3. Во время групповой работы спикер проходит по сессионным залам, слушает и записывает типовые ошибки, отмечает успехи.
4. Для подведения итогов студенты снова собираются в одном зале. От каждой группы презентует решение один лидер.
5. Спикер воркшопа даёт обратную связь: озвучивает типичные ошибки и предлагает рекомендации по их устранению.

Оптимальная длительность воркшопа — от 1,5 до 3-х часов. Если работа идёт дольше 2 часов, нужно запланировать перерыв 5−10 минут.
1. Zoom или российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, Видеомост, Spatial.chat, Clickmeeting
2. Фреймворки и шаблоны
3. Модератор и ВОП
4. Вспомогательные инструменты. Например, Mentimeter
5. Эксперт
6. 5–20 студентов
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Совместная
Формат курса
Синхронный
Этап по Блуму
Анализ
Какие скиллы развивает
Софт-скиллы: умение генерировать идеи, навыки самопрезентации, гибкость и восприятие критики, навыки убеждения
На какие метрики может влиять
NPS
CSI
ROTI
Количество активных студентов
Этап курса
Основная часть
Круглый стол
1. Практика
2. Нетворкинг
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Круглый стол — форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются по очереди или в опредёленном порядке.

Задачи инструмента
1. Научить студентов генерировать идеи, не стесняться высказывать свои мысли вслух
2. Научить находить решения под конкретные задачи с конкретными вводными данными
3. Потренироваться в презентации результатов своей работы другим участникам
4. Научить слушать других и конструктивно воспринимать критику

Как организовать круглый стол
Этап 1. До круглого стола
— Определяемся с темой. Для этого стоит узнать у студентов, что их волнует, и предложить несколько вариантов на голосование, чтобы выбрать наиболее актуальный;
— выбираем, как именно будет проводить круглый стол: сколько времени потребуется на проведение, на один вопрос или выступление участника, в какой именно программе он пройдёт: Zoom, Google Meet, Яндекс Телемост;
— выбираем фасилитатора круглого стола, который будет следить за дискуссией и направлять её ход;
— составляем план обсуждения, делаем список вопросов, которые будет предлагать фасилитатор участникам круглого стола;
— знакомим студентов с форматом, чтобы они понимали, что им ожидать от мероприятия. Например, отсутствие эксперта, активное участие в работе, презентацию своих мыслей по теме. Также при необходимости важно дать домашнее задание, что студенты подготовились к круглому столу.

Этап 2. Во время круглого стола
— Фасилитатор последовательно задаёт подготовленные вопросы, следует плану обсуждения;
— в качестве альтернативы можно провести открытый микрофон, где в конце каждого выступления спикер задает дискуссионный вопрос залу. Так начинается круглый стол;
— по желанию можно добавить инструмент рефлексии «Круг, квадрат, треугольник».

Этап 3. После завершения круглого стола
— Собираем обратную связь от участников;
— анализируем обратную связь, делаем выводы о том, какие могут быть доработки и улучшения.
1. Общий документ для сборки предметов обсуждения: Excel, Google Docs, презентация, Яндекс Документы
2. Zoom или российские аналоги: Яндекс Телемост, Webinar Meetings, VideoMost
3. Включённость куратора, продюсера курса или старшего аспиранта для модерации
Ссылка на шаблон
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Совместная
Формат курса
Синхронный
Этап по Блуму
Оценка
Какие скиллы развивает
Cофт-скиллы: умение давать обратную связь, навыки презентации проектов
На какие метрики может влиять
NPS
CSI
Количество активных студентов
ROTI
Этап курса
Основная часть
Групповая подготовка к защите
1. Практика
2. Нетворкинг
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
На итоговых защитах обычно принят формат последовательного выступления. Однако у него есть большой минус — быстрый спад вовлечённости студентов и их последующее отключение от встречи после собственных выступлений.

Групповая подготовка к защите — это работа в группах, вовлекающая всех участников итоговой защиты.

Механика работы
Студенты распределяются на мини-группы с 2−5 участниками и уходят на 15 мин в сессионные залы. Из группы выбирается 1 студент, который будет защищаться в этом раунде. Он кратко презентует свой проект, а одногруппники дают оценку выступлению, задают вопросы, которые может озвучить комиссия, и делятся рекомендациями.

Далее все группы возвращаются в общий сессионный зал, где поочерёдно выступают студенты, решившие защищаться в этом раунде. Потом студенты снова расходятся по залам и выбирают следующего защищающегося. Хакатон длится до тех пор, пока не защитятся все студенты. По итогам каждая команда должна определить лучшего выступающего из команд соперников.
1. Zoom
2. Минимум 4 студента, готовых к защите
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Совместная
Формат курса
Синхронный
Этап по Блуму
Анализ
Какие скиллы развивает
Софт-скиллы: целеполагание, осознанность, умение задавать вопросы
На какие метрики может влиять
COR
Transformation rate
Этап курса
Начало обучения
Постановка цели в парах по методу «Стрела»
1. Мотивация
2. Рефлексия
3. Нетворкинг
Цель инструмента
Описание
На вводном вебинаре или первом синхронном занятии важно провести активности, чтобы студенты поставили себе цели на обучение. Метод «Стрела» поможет сделать это в интерактивном формате, а заодно и познакомиться друг с другом.

Алгоритм реализации:
1. Студенты будут работать по парам, поэтому важно, чтобы у них была возможность пообщаться в отдельном пространстве, например, в сессионном зале Zoom. Кроме того, у каждой пары должен быть совместный слайд или часть доски в Miro, где они будут фиксировать ответы друг друга.
2. Перед разделением на пары снабдите студентов списком вопросов, которые они должны будут обсудить, а также шаблоном для заполнения.
3. После того, как студенты разделятся на пары, им нужно будет взять интервью друг у друга.
4. Интервью проводится в 5 этапов, все ответы фиксируются в пространстве для совместной работы: Google Slides, Miro.

Этапы работы
Этап 1. Студент, который проводит интервью, предлагает визуализировать себя через год, задавая вопросы: где и кем вы работаете, как выглядит ваш обычный рабочий день, с чего вы начинаете свой рабочий день, как задачи решаете в течение дня. Таким образом, получается детализированное видение будущего, которое фиксируется в шаблоне, в поле № 1.
Этап 2. Студент отвечает на вопросы: какие ключевые факторы помогут добиться мне такого будущего, что поможет мне реализовать мой план. Ответы фиксируются в поле № 2.
Этап 3. Студенту нужно предположить, какие три фактора могут помешать ему достичь запланированного видения. Ответы фиксируются в поле № 3.
Этап 4. Интервьюер спрашивает, какие шаги студент уже сделал, чтобы приблизить желаемое будущее. Ответы фиксируются в поле № 4.
Этап 5. У студента появляется наглядная картина, где зафиксировано, к чему он стремится и что нужно предпринять, чтобы реализовать планы.
Этап 6. Студенты меняются ролями — тот, кто отвечал на вопросы, становится интервьюером.
1. Пространство для совместной работы с заранее подготовленным для студентов шаблоном в Miro или Google Slides
2. Подготовленный для студентов список вопросов для каждого этапа
3. Модератор встречи
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Совместная
Формат курса
Синхронный
Этап по Блуму
Анализ
Какие скиллы развивает
Софт-скиллы: аналитичекое мышление, креативность, навыки принятия решений
На какие метрики может влиять
NPS
Transformation rate
Количество активных студентов
Посещаемость вебинаров
Этап курса
Основная часть
Метафорическая игра
1. Практика
2. Нетворкинг
3. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Метафорическая игра — разновидность деловой игры, в которой реальная рабочая проблема перекладывается на метафорический сюжет. Метафорой могут служить истории из сказок, легенд и фильмов, которые передают аналогичную проблематику. Этот метод позволяет использовать творческий потенциал студентов, помогает им искать нестандартные решения в проблемной ситуации, избавляться от стереотипного мышления и менять установки.

Задачи инструмента
1. Развивать креативность студентов
2. Снизить тревожность студентов в процессе решения незнакомых проблем
3. Повысить активность и вовлечённость студентов

Алгоритм составления метафорической игры
1. Выбрать проблему и сформулировать её в форме вопроса.
2. Выделить субъектов в проблеме.
3. Описать отношения между субъектами, их интересы и желания.
4. Подобрать пример из сказки, притчи, анекдота, истории, где главные герои связаны похожими взаимоотношениями, мотивацией, интересами, желаниями.
5. Определить количество команд и их названия (команд должно быть столько же, сколько субъектов).
6. Сформулировать задание для команд на основе проблемы.

Формат проведения
На занятии эксперт предлагает решить проблему в процессе метафорической игры. Он делит студентов на команды и каждой даёт задание — работу можно организовать в сессионных залах или в разных зонах онлайн-доски. За 10 минут команды придумывают как можно больше вариантов, принимаются все идеи участников. Затем даётся ещё 10 минут на подготовку презентации идей. В итоге представители каждой команды рассказывают о способах решения проблемы сказочного персонажа.

Эксперт анализирует и сравнивает все варианты и постепенно переходит от метафорической игровой ситуации к реальной жизни. Важно перевести метафору на язык реальности — провести параллели. В финале преподаватель подводит итоги, в которых должна прослеживаться практическая ценность для участников.

Пример
Для студентов курса интернет-маркетологов может быть организована метафорическая игра на занятии по разработке маркетинговой стратегии. Выносится проблема, как маркетологу малоизвестного бренда привлечь клиентов. Тема игры — сказка «Царевна-лягушка». Участников нужно разделить на две команды: Царевны-лягушки и Ивана-царевича. Первая решает проблему маркетолога, вторая — команда покупателей — отвечает на вопрос, при каких условиях Иван-царевич захочет жениться на Лягушке.
1. Эксперт
2. Методист
3. Сценарий метафорической игры
4. Платформа или сервис для организации группового взаимодействия студентов (Zoom, Miro, Google Таблицы и т. д.)
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Совместная
Формат курса
Синхронный
Этап по Блуму
Оценка
Какие скиллы развивает
Софт-скиллы
На какие метрики может влиять
NPS
CSI
ROTI
Retention
Этап курса
Основная часть, завершение обучения
Дебаты
1. Нетворкинг
2. Теория
3. Практика
4. Рефлексия
Цель инструмента
Описание
Дебаты — игровая технология, которая предполагает дискуссию между студентами по проблемному вопросу. Этот инструмент обладает мощным образовательным потенциалом, так как требует от студентов творческого подхода и тщательной проработки теоретического материала.

Задачи инструмента
1. Развитие критического мышления
2. Развитие навыка аргументации своей позиции
3. Развитие коммуникативных навыков

Формат проведения
Дебаты могут быть организованы в командном или индивидуальном формате. Организатор озвучивает тему, которая сформулирована как утверждение, например, «интернет-маркетинг не работает для b2b-отрасли». Затем предлагает двум студентам/командам взять на себя роли утверждающей и отрицающей сторон.

Цель обеих сторон — убедить нейтральную третью сторону, что их решение лучше, чем у оппонента. Участники дебатов должны аргументировать судье свою позицию: факты, кейсы, цитаты. Один из приёмов ведения дебатов — перекрёстные вопросы: стороны задают друг другу вопросы, чтобы прояснить позиции.

Перед дебатами важно обозначить принципы, которым должны следовать все участники. Это нужно для создания комфортной и безопасной среды, а также для предотвращения конфликтов.

Принципы
1. Уважение: нельзя переходить на личности, защищая свою позицию или критикуя чужую
2. Честность: подтасовка аргументов неприемлема
3. Отсутствие проигравших: важно обучение, а не победа
Пример студенческих дебатов из шоу корейской сети вещания Arirang
Онлайн-игры для дебатов от AhaSlides
Использование дебатов на уроках английского от Skyteach
1. Методичка по подготовке к дебатам для студентов
2. Модератор/таймкипер (следит за соблюдением тайминга)
Ссылка на шаблон
Ссылка на пример
Что нужно для реализации
Сложность реализации
Как рассчитывали сложность:
1. Время на разработку. Если более 60 мин + 1 балл
2. Опыт преподавателя. Если нужно дополнительно обучать преподавателя, чтобы он мог организовать и провести занятие, фасилитировать и модерировать + 1 балл
3. Универсальность. Если нужно разрабатывать свои кастомные шаблоны + 1 балл
4. Онбординг участников. Если нужно дополнительно подготавливать эксперта, координатора, студентов, осваивать дополнительные инструменты + 1 балл
Вид работы
Индивидуальная, совместная
Формат курса
Асинхронный, синхронный
Какие скиллы развивает
Хард и софт скиллы
На какие метрики может влиять
NPS
CSI
COR модуля
Количество активных студентов
Этап курса
Любой этап
Прогулка
1. Рефлексия
2. Практика
Цель инструмента
Описание
Прогулка — это рефлексивное задание, в основе которого лежит наблюдение и поиск ассоциаций. Обычно студент выполняет его во время любой прогулки, отсюда и название.

Подходит для курсов, в которых студент через взаимодействие с городской средой может понять изучаемые явления. Например, все курсы по дизайну. Но это не значит, что задание подойдёт только для дизайнеров: оно может быть полезно продактам, проджектам, бизнес-аналитикам.
Для этого типа активности нужно составить задание, направленное на исследование и рефлексию, поиск ассоциаций. Обсудим, как это сделать.

Шаг 1
Определить цель. Такие задания могут помочь студенту:
— развить насмотренность;
— понять процессы и алгоритмы, которые в теории выглядят легко, но на практике могут оказаться достаточно сложными и неоднозначными явлениями;
— найти в обыденных вещах необычные фокусы, смотреть на вещи под другим углом.
Шаг 2
Понять, на каком явлении/процессе вы будете фокусировать студента. Например, если это насмотренность, то вы можете попросить студента фокусироваться на композиции, шрифтах, рекламе, опыте пользователя в какой-то конкретной ситуации. Если осмысление процесса — cтуденту важно понять, какой именно это процесс.

Шаг 3
Составьте список опорных вопросов.
Для насмотренности подойдут вопросы, которые помогут определить то, что студенту нравится/не нравится в увиденном, какие чувства это вызывает, почему, с чем ассоциируется, где ещё студент мог такое увидеть, мог бы он использовать это в своей работе.
Для процесса подойдут ассоциативные вопросы: что в увиденном натолкнуло вас на мысль? что это за процесс, почему возникла такая ассоциация? какой аспект вам показался наиболее выраженным/проиллюстрированным? в каком контексте существует этот процесс и найденный вам объект? как вы думаете, что в этом процессе особенно важно? что второстепенно? может ли это меняться в зависимости от контекста?
Для поиска новых смыслов и фокусов выбирайте вопросы, связанные с открытием и наблюдением: что показалось вам похожим на … (явление/процесс, который вы исследуете)? что показалось в этом же объекте непохожим на … (явление/процесс, которые вы исследуете)? как это могло бы относится/быть включено в … (явление/процесс, которые вы исследуете)?
Шаг 4
Выберите определённое количество объектов, которые предстоит студенту проанализировать и зафиксировать. Рекомендуется от 5 до 10 объектов.

Как организовать прогулку
1. Составьте список заданий, которые можно выполнить через наблюдение в городской среде.
2. Попросите студентов сделать кубик с изображением разных направлений — на каждой его грани должна быть нарисована стрелка. Например: на одной грани стрелка вперёд, на другой — влево, на третьей — диагональ из левого нижнего угла в верхний правый. Также можно использовать обычный кубик, например: 1 — идите прямо вперёд, 2 — поверните налево, 3 — поверните направо, 4 — идите вперёд по диагонали налево, 5 — идите вперёд по диагонали направо.
3. Когда студент соберётся на прогулку, попросите взять с собой кубик направлений. Пусть студент определит точку старта, бросит кубик, пройдёт несколько шагов в этом направлении.
3. Попросите студента осмотреться и выполнить задание, которое вы подготовили. Заранее расскажите студенту, где и в каком формате нужно фиксировать свои наблюдения. Например, можно сделать фото, записать текстовые заметки или снять короткое видео.
4. Организуйте пространство, в котором студенты могут поделиться своими наблюдениями и находками. Это может быть чат студентов или онлайн-встреча.
Хорошее приложение для самостоятельных исследований — упор на дизайн w1d1.

Пример задания для студентов курса «Дизайнер интерьера»

Предлагаем выполнить исследовательское задание, которое поможет развить насмотренность.

1. Выберите 5 интересных кафе/кофеен.
2. Посетите их.
3. Проанализируйте свои впечатления от интерьера каждого кафе:
— Что вам напоминает этот интерьер? Какие чувства у вас вызывает?
— Приятно ли вам там находиться? Почему?
— К какому стилю вы могли бы отнести этот интерьер?
— Что вам кажется удачными решениями? Почему?
— Что вы бы изменили в этом интерьере? Почему?
4. Подкрепите свои выводы и наблюдения фотографиями.
5. Загрузите фотографии в студенческий чат и напишите коротко о своих впечатлениях и выводах: какие стили интерьера вы определили для каждой локации, какой интерьер понравился больше и почему.
1. Методист
2. Записанные вопросы/задания для прогулки в любом формате: аудио, текст, видео
3. Пространство для фиксации наблюдений студента. Может быть реализовано в любом удобном формате.
4. Кубик с направлениями (не обязательно)
Ссылка на пример
Что нужно для реализации